"Я становлюсь тем, что я прозреваю в себе. Я могу сделать все, что внушает мне мысль; могу стать всем, что мысль открывает во мне. Это должно стать непоколебимой верой человека в себя, ибо Бог пребывает в нем."
Шри Ауробиндо

19 | 09 | 2017
Feb
04
2011
1 января 1960 - 24 мая 1960 Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Мир Реальность Сознание - БЛОГ МИРРЫ
05.02.2011 00:37

Агенда Матери

1 января 1960

Новогоднее послание

 

Знать хорошо,
жить лучше,
быть - вот совершенство.

Мать

 

28 января 1960

Когда я начал повторять мантру и каждый день по несколько часов совершать джапу (джапа - систематическое или более или менее постоянное повторение мантры), трудностей как будто стало во много раз больше. Как будто сопротивление становится от этого ожесточеннее

Победа достается самым упрямым.
Год назад, начав джапу, я оказалась в плену всевозможных трудностей, всех витавших в воздухе противоречий и предрассудков окружающих. Само несчастное тело, ходя взад-вперед по комнате при совершении джапы, натыкалось на все предметы, задыхалось и начинало кашлять: его атаковали со всех сторон. Так продолжалось вплоть до дня, когда я встретилась с Врагом и сказала ему: «Послушай, делай что хочешь, но я пойду до конца и ничто меня не остановит, хотя бы мне пришлось повторять джапу десять кроров (крор - десять миллионов) раз». Результат был просто поразительный, как будто целая стая летучих мышей улетела разом. С того самого момента все пошло хорошо.
Мы недостаточно хорошо понимаем, какой силой является воля в соединении с твердой решимостью.
Трудности, конечно, остались, но они происходили от того, что необходимо было внутреннее изменение.
Трудности вечно создаются совершенно банальными, не представляющими никакого интереса пустяками, но, тем не менее, путь оказывается перекрыт. Они получаются из ничего, из мелочи, из одного слова, задевающего за живое, из болезни кого-то из окружающих, из чего угодно, но сковывают так, что всю работу приходится начинать сначала, будто ровным счетом ничего не было сделано.
Из всех видов эго физическое (точнее, телесное, ибо с физическим я работаю уже давно) представляется наиболее трудным для преодоления. Телесная оболочка словно уплотняется, затвердевает, и начинает казаться, что эта плотность является необходимым условием физической жизни. Но это не так! Тело - поистине замечательный инструмент; оно способно расширяться, вмещать в себя все; малейшее действие, любая работа совершается абсолютно гармонично и с удивительной легкостью. А потом вдруг из-за какой-то мелочи, буквально из-за сквозняка оно утрачивает это состояние, сосредотачивается на себе и начинает бояться, что прекратит существование. Все приходится начинать сначала. Занимаясь йогой тела, понимаешь, насколько важно терпение. Я подсчитала, что на то, чтобы повторить джапу десять кроров раз, мне потребуется двести лет. Я готова, если нужно, сражаться двести лет, лишь бы закончить работу.
Шри Ауробиндо говорил, когда я еще была во Франции, что самое трудное - это практиковать йогу в Материи. Для других видов йоги пути уже проторены, известно, куда идти и что делать в том или другом случае. В материальной йоге не сделано ничего, поэтому каждую минуту приходится изобретать все самой!
Конечно, сейчас стало легче, особенно с тех пор, как Шри Ауробиндо пребывает в тонком физическом (опыт от 24-25 июля с «прибежищем Шри Ауробиндо»), почти в материальном. Но вопросов много... Один раз тело понимает, а на следующий опять забывает. Нападки Противника тут не причем, потому что совершенно ясно, что они идут снаружи, от врага, и с ними можно справиться. Но мелочи повседневной жизни - вот настоящая проблема: тело перестает понимать, оно все забывает.
И в то же время оно ДОВОЛЬНО. Ему нравится заниматься этой работой, оно живет только ради этого, ради трансформации, и в ней видит смысл своего существования. Это такой послушный инструмент, оно исполнено доброй воли! Однажды оно даже принялось плакать, как ребенок: «О Господи, дай мне время, дай мне время для трансформации... » Оно работает с таким искренним рвением, но ему нужно время. Главное - время. Оно хочет жить лишь ради победы. Жить во имя Победы Господа. (Сначала Мать закончила такой фразой: «Оно хочет жить лишь ради победы». Потом, на следующий день, она послала ученику записку: «Пятница, 29.1.60. Вчера, прощаясь с тобой, я переживала опыт, но в спешке мне пришли не те, или, точнее, не все те слова, какие нужно [я сказала "жить ради победы"]. То, что ощущало на самом деле мое тело, это "Жить во имя Победы Господа"».)


.
3 марта 1960

Опыты - и замечательные опыты - следуют один за другим. Нет сомнений, что сейчас я говорила бы совсем не так, как раньше. Кстати, поэтому мне следует датировать все старые «Беседы», по крайней мере те, что были записаны до Проявления в феврале 1956, так как последующие сильно отличаются от первых.
Несколько дней назад у меня был один из опытов, меняющих всю жизнь. Это произошло в моей комнате. Я совершала джапу и ходила из стороны в сторону с широко открытыми глазами, и тут появился Кришна: весь золотистый, его сияние наполнило всю комнату. Я ходила, не видя ни окон, ни ковра: все было пронизано светом, в центре которого находился Кришна. Это продолжалось около четверти часа. Он был одет так, как его обычно изображают. Сам легкий, танцующий: «Сегодня вечером во время даршана (даршан 29 февраля 1960 г., первая годовщина супраментального Проявления) я буду здесь». Вдруг в комнате появилось кресло для даршана! Кришна забрался в него, лукаво поглядывая на меня, будто хотел сказать: «Я буду здесь, а тебе места не хватит!»
Спустившись вечером для раздачи, я увидела, что все не так, как я хотела: я просила, чтобы в зале никого не было, мне хотелось создать атмосферу сосредоточенности, неподвижности Духа; там же было не меньше тридцати человек (они занимались украшением зала), и все суетились, двигались - масса мелких вибраций. Не успела я сказать «уф!», не успела сесть, как мне поставили на колени корзину с медалями (памятные медали в честь первого супраменталыюго Проявления), и начался парад.
Но что удивительно, внезапно я исчезла! Понимаешь, - меня не было. Возможно, я была сразу везде (но по сути так всегда и бывает, я осознаю себя повсюду), но обычно остается ощущение тела, физического центра, а в тот вечер оно исчезло! Никого и ничего - даже ощущения, что никого нет, не было! Меня не было. Кто-то продолжал раздавать медали и ощущать от этого радость, кто-то с радостью принимал медали, с радостью смотрел на других. Осталась лишь радость от происходящего, но я? - Меня не было, не было никого. И лишь потом я поняла, как это происходило, потому что в тот момент исчез даже высший интеллект, охватывающий (то есть содержащий в себе) и организующий все вещи. Он тоже исчез. Это продолжалось на протяжении всей раздачи. Только когда оно [тело] поднялось в комнату, ко мне вернулось сознание того, что такое я.
В «Савитри» Шри Ауробиндо очень хорошо говорит об этом: исчезнуть, чтобы остался только Высший Господь.
Таких опытов может быть очень-очень много. Это только начало. Он ознаменовал новый этап: четыре минувших и четыре будущих года, ведь на подготовке тела сосредоточились все силы: Природа, Учитель Йоги, Всевышний, все... По-настоящему интересно будет поговорить об этом, когда все закончится, не раньше. А может, это вообще никогда не кончится! Пока это лишь самое-самое начало.

 

6 мая 1960

Иногда появляется ощущение, будто предстоит раскрыть необычайную тайну; кажется, что разгадка и знание практически у нас под носом.
Случается, что эта Тайна на секунду становится видимой; просвет появляется и тут же закрывается опять. И снова на секунду пелена спадает, и мы узнаем еще что-то. Вчера Тайна была здесь, полностью открытая и ясная. Но разве это объяснишь? Слова звучат по-дурацки - нужно пережить опыт.
Шри Ауробиндо все время упоминает о Тайне, особенно в «Очерках о Гите». Он говорит, что Гита дает разгадку того, что лежит за пределами Безличного, и даже за пределами Личного, стоящего за Безличным, за пределами Трансцендентного.
Так вот, я видела эту Тайну, я видела, как Высшее становится совершенным на земле, в земной Материи.
Разумеется, «становится» - лишь оборот речи, ибо все уже есть, и Высшее является тем, что Оно есть. Но мы живем в последовательно текущем времени, и нелепо говорить, что сейчас вот эта Материя является выражением совершенного Божественного.
Я видела Тайну (по мере определения Супраментального она тоже проявляется все более явно) и наблюдала во внешней обыденной жизни, в физической жизни, обычно отвергаемой всеми духовными учениями... определенность и точность вплоть до последнего атома.
Я не говорю, что «Божественное» становится совершенным в Материи, потому что Божественное совершенно изначально, но Высшее в Материи обретает совершенство.

 

16 мая 1960

В первую очередь нужно смирение. Имей смирение. Не в том смысле, как его понимают обычно, не просто сказать себе: я мал, я - ничтожество, нет, это другое... Дело в том, что ловушек бесчисленное множество, и чем дальше ты продвигаешься в йоге, тем тоньше они становятся, тем более умело прячется эго под оболочку чуда и святости. Говорят: «Я не хочу больше зависеть ни от чего, кроме Него. Хочу закрыть глаза и пребывать в Нем одном», - а этот самый, такой удобный «Он», принимающий по нашему желанию любую форму, и есть эго или знаменитый Асур, Титан (для кого как). Они повсюду на земле: это их обитель. Поэтому первое, что нужно сделать, - это засунуть эго в карман, не затем, чтобы его там хранить, а чтобы рассеять как можно скорее!
И каждый раз, когда что-то внутри начинает настаивать: «А я так чувствую, а я так думаю, а я так вижу: это мой образ существования, мой образ мышления, мое отношение к Божественному, и т. д.», - можешь быть уверен, что ты создал себе бога из эго.
Говорят: «Хочу закрыть глаза, чтобы видеть только Его; не хочу внешнего мира». Но при этом забывают о существовании Любви! Это великая Тайна, скрытая за Сущим и Несущим, Личным и Безличным, - Любовь. Не та, что связывает два предмета или двух существ... Любовь, которая обнимает все.
В начале века я написала «Молитвы и медитации», где говорила также о Нем, но я писала это со всей надеждой и искренностью (по крайней мере, на какую способны были сознательные части моего существа) и заперла в ящик на ключ, чтобы никто не увидел. Опубликовать мои записи попросил Шри Ауробиндо, потому что это могло быть ему полезно... Если бы тогда, пятьдесят лет назад, я знала то, что знаю сейчас, я бы умерла!... Все эти «бесчестие», «непорядочность»...
Хотя на самом деле хорошо, что мы узнаем все постепенно, хорошо иметь иллюзии - не как таковые, а как необходимый этап пути.
Все приходит в свое время.
Замечательно, что в каждый момент Милость, Радость и Любовь изливаются на нас, несмотря ни на что: несмотря на эго, непорядочность, бесчестие. Надо иметь смирение...

 

* * *

 

Немного позже

Два дня назад я болела: простуда, жар. Я даже знаю почему: началась трансформация. Возможно, тело встретило ее со слишком большим воодушевлением и пережило потрясение. Но благодаря этому у меня был интересный опыт: X. (тантрический гуру), желая ускорить выздоровление, направил на меня свою силу. А сила, естественно, приобретает различную окраску в зависимости от природы человека: она меняет цвет. У меня это выразилось в новом физическом опыте, продолжавшемся с четырех до шести с половиной часов утра, когда мне пришлось принимать людей и заниматься внешними делами. Это была некая вечность, абсолютная физическая неподвижность, исключавшая возможность какой бы то ни было болезни, - по сути не оставалось ничего, кроме неподвижности, походившей на нирвану. Но это ничуть не мешало мне совершать все привычные действия.
Вчера я весь день размышляла над этим опытом.
Я заметила, что в физической неподвижности такого рода (она продолжалась два с половиной часа, а для опыта это много) чего-то не хватало, что-то отсутствовало: радость сознания. Я всю жизнь, каждый момент, каждую секунду привыкла осознавать все. А тут не было радости сознания. Тогда я поблагодарила Милость за то, что она дала мне это понять: такая нирвана была всего-навсего физическим тамасом ( тамас - инерция. Позже Мать осознала, что это был не тамас, а нечто другое.)

 

(Пауза)

 

X. может воздействовать на материальные веши, в этом его сила. Поэтому, как только он приезжает сюда, все меняется. Неожиданно тот, кто делал успехи, сталкивается с трудностями; деньги, которые должны были прийти, не приходят; кто-то заболевает; вещи выходят из строя - а причина в том, что он обладает властью делать высокое материальным. Ведь можно подняться к вершинам сознания, и справиться с трудностями там (во время садханы наступает момент, когда трудности просто исчезают; стоит нежелательной вибрации появиться, и она тут же растворяется.) На самом верху хорошо, а внизу сложнее. Когда приезжает X., сопротивление становится особенно ощутимым.
Нужна настоящая власть над материей, сопровождающаяся строгостью и смирением, нужно начать с самых низов и дойти до полного контроля. По сути, это сражение с мелочами, с мелкими мыслями, ощущениями, реакциями, возникающими по привычке.
Когда это умение на низшем уровне сочетается с очищением сознания на высшем уровне, вот тогда действительно можно начинать работу - не только над собой, но и ради всех живых существ.

 

21 мая I960

Чистота, истинная чистота - это отнюдь не то, чему нас учит мораль, а отсутствие эго.
Нужно, чтобы остался только Он.
Дело не только в том, что все отдано и посвящено ему (этого недостаточно), но и в том, что лишь Он обладает полной властью над человеческой материей.
Иногда кажется, что трудности непреодолимы. В этом мире нас осаждают несметные полчища враждебных сил. При виде апокалиптического океана сил, перемешанных, пожирающих друг друга, вновь возникающих и перемешивающихся, нетрудно прийти к мысли, что для того, чтобы преодолеть все эти трудности, нужно быть Господом Богом. То-то и оно (как раз враждебные силы и помогают вам это увидеть: в этом их назначение), выход один: нужно быть божественным, в этом и заключается истинная божественная чистота.

 

* * *

 

Когда приезжает X., кажется, что все возвращается назад вместо того, чтобы идти вперед. А стоит ему уехать - происходит резкое продвижение. Тогда начинаешь замечать, что прогресс на самом деле есть, достижения есть, и они никуда не уйдут. В этом настоящая сила X., самая что ни на есть материальная сила. Потому что в высшем сознании часто появляется ощущение, что что-то могло совершиться, могло реализоваться (присутствует и видение, и Сила, невидимая на земле сила). Но стоит спуститься на материальный уровень, все теряет определенность. А при X., если уж что-то установилось, оно не исчезнет. Видимо, поэтому Всевышний послал его мне.
У меня было, например, затруднение, с которым он помог мне справиться: постоянно, днем и ночью мне буквально не давали покоя чужие мысли: просьбы, вопросы, на которые приходилось отвечать. Я ведь привыкла постоянно осознавать все. Но это мешало мне работать, особенно когда нужно было полностью сосредоточиться, - а я могла закрыться от людей, от мира. Нужно было отвечать на призывы, вопросы, кому-то посылать силу, кому-то - свет, кому-то помогать вылечиться, постоянно заниматься очищением мыслей, воли, ложных побуждений, обступающих меня со всех сторон.
Нужно было произвести некий сдвиг, переместиться вверх: приподнять то, что наваливалось на меня, чтобы каждый человек, каждая вещь, каждое обстоятельство непосредственно и, так сказать, автоматически воспринимали ответ, свет свыше, а я была бы лишь посредником, проводником Света и Силы.
Так вот, я много раз пыталась, и никак не могла этого добиться. Иногда мне казалось, что уже почти получается, что не хватает пустяка, что стоит что-то ухватить (в сущности, так и есть, достаточно ухватить Силу, и неожиданно появляется способ, нужная вибрация - то, что в Индии называется сиддхи). И после его отъезда все получилось. Это произошло в тот момент, когда я совершала джапу, ходя взад-вперед по комнате... Я словно держала это обеими руками - очень твердо - и поднимала наверх, к Свету, а от самого-самого низа поднималось и поднималось: ОМ! - и я держала всех людей, а они просто физически тянулись вверх, и держала землю, я держала всю вселенную, и притом вполне ощутимо и конкретно, поднимая ее к Всевышнему.
Это не была невидимая сила: все конкретно, ощутимо и материально.

 

24 мая 1960

Это случилось прошлой ночью. В первый раз столь основательно, примерно за три часа, было разрушено физическое эго.
Осталась только Сила, Сат-Чит-Ананда (Сат-Чит-Ананда - три высших принципа: Существование [Сат], Сознание [Чит] и Радость [Ананда]), и не просто в сознании, а в ощущении - божественная Сатчитананда волнами расходилась по всей вселенной.
Такие опыты, если они приходят, всегда оказываются абсолютными; к тому же по некоторым знакомым признакам (у меня уже есть навык), я вижу, что телесное сознание начинает закрываться. Или, скорее, «что-то» - видимо, высшая Мудрость - решает, что на сей раз достаточно, и телу пока больше не надо. Не стоит его травмировать - потому-то с ним и обращаются так осторожно. Все происходит поэтапно: мне это хорошо знакомо. Последний этап всегда малоприятен, потому что из-за работы тело принимает некоторые специфические положения. Оно просто превращается в обычный механизм, и в конце бывает трудно, например, вытянуть ноги, разогнуть пальцы - думаю даже, что при этом раздается треск, как будто оно испытывает на себе воздействие силы в одном положении, и живет самостоятельной, чисто механической жизнью. Многие, очень многие входят таким образом в транс и не могут выйти из него самостоятельно: они застыли в некой позиции, и их приходится из нее выводить. Со мной такого никогда не случалось; я всегда выбиралась сама. Но, например, вчера вечером опыт продолжался очень долго. И в конце даже слышался легкий треск, какой бывает в суставах при ревматизме.
В течение всего этого времени, около трех часов, сознание было совершенно иным. Оно никуда не отлетало, оставалось здесь на земле, но изменилось совершенно - даже телесное сознание. Тело стало механическим: оно не прекратило быть телом, но могло оказаться чем угодно. Вся сознательная сила, которую я постепенно, на протяжении по крайней мере семидесяти лет, проталкивала в каждую клеточку тела, чтобы клетки стали сознательными (я постоянно продолжаю это делать), как будто ушла, а то, что осталось, было почти безжизненным. Я все же смогла подняться с кровати, выпить стакан воды, но это было... странно. Когда я легла обратно, мне понадобилось около сорока пяти минут, чтобы вернуть тело в обычное состояние; лишь после того, как я вошла в другого рода самадхи [транс] и вышла из него, ко мне полностью вернулось сознание. Первый раз я переживаю такой опыт.
В эти три часа не было ничего, кроме Высшего, являвшего себя через вечную Мать.
Я не осознавала себя ни вечной, ни Матерью, ни чем-либо вообще. Только постоянный всесильный и бесконечно разнообразный поток - проявление Господа.
Он был обширен, как вселенная, это движение не имело конца: в нём являлось нечто единое, бывшее сразу всем. Никакого разделения. Потрясающее разнообразие красок, вибраций, сил! Все заключилось в одном.
Очень ясно присутствовали три высших Принципа: Существование, Сознание (активное и творческое) и Ананда. Передо мной разворачивалась бесконечность вселенной...
Она двигалась и не двигалась. Как это объяснить? Постоянное, непрерывное движение на одном и том же месте. У меня было ощущение вечного, ни разу не повторяющегося, никогда не начинавшегося и не кончавшегося, находящегося в постоянном движении и остававшегося на месте.
Слова бессильны. Никакому переводу, даже на язык самого тонкого физического, это не поддается. Это... Даже теперь мне не пересказать воспоминание. Чтобы почувствовать, нужно пережить опыт, иначе...
Хотя для сознания все было более чем ясно. Оно не встретило ничего загадочного или непонятного: все абсолютно очевидно - но непереводимо на язык разума. Дело в том, что там одновременно и параллельно существовали противоречащие друг другу вещи: они не добавлялись друг к другу, а были вместе. Как это объяснить?! Очень нелегко. Только на опыте...
Ведь когда что-то не поддается осмыслению, остается идея, точное, сверхидея. Но в моем случае речь идет не об осмыслении, а об ощущении. Я переживала это. Но «я» тоже не было. Не было ничего, кроме этого явления, и оно заключалось в ощущении. Непонятно?
Во время перехода в обычное состояние, продолжавшегося около сорока пяти минут, лежа на кровати, я пыталась осмыслить роль индивидуального сознания на земле. Вдруг я поняла, зачем оно нужно. Пока продолжался опыт, совершенно не ощущалось необходимости в какой бы то пи было личности для того, чтобы проявился поток. И я поняла, что личность нужна именно для того, чтобы связать в нем все тяготеющее к так называемому «я», к индивидуальному воплощению Божественного, чтобы получить помощь и поддержку, чтобы установить контакт. Я не говорю «контакт с этим потоком», но «в этом потоке», потому что он шел не снаружи, в нем не было ничего снаружи, снаружи просто ничего не существовало.
Особенно красиво было то, с какой точностью и мощью направлялись силы. Я могла наблюдать их в течение сорока пяти минут: для каждого явления (мысль, событие, все, что угодно) находилась небольшая концентрация потока, направленная именно в эту точку.
А эго отсутствовало напрочь, никаких личных реакций; оставалось лишь сознание высшей деятельности.
Естественно, ни обычного, ни высшего разума (а также, разумеется, физического разума, ведь для того, чтобы войти в транс, необходимо заставить его замолчать) не было - ничего ни в голове, ни выше, ни вокруг нее: полная неподвижность.
К исходу ночи, в два часа утра осталось только смутное ощущение первой попытки: каким образом это состояние - транс, самадхи, словом, то, удерживает меня в неподвижном положении, - может стать постоянным для перемещающегося физического тела? С этим надо разобраться. Какую форму оно может принять? В моем сознании универсальный поток присутствует постоянно, но тут он присутствовал в САМОМ ТЕЛЕ: вот загадка Силы, принявшей самую материальную форму.
Впрочем, во время опыта я даже не думала, что столкнулась с чем-то исключительным: просто оказалось, что подготовленное телесное сознание смогло полностью идентифицироваться с ЭТИМ; но в моем сознании так было всегда, это его нормальное, постоянное состояние, вечное в том смысле, что оно никогда не прекращается. Никаких изменений не произошло. Бесконечная мощь Вибрации ограничивается лишь материальным сознанием, которое иногда окрашивает ее по-своему, иногда изменяет, придавая ей личный характер. Так, например, когда я вижу человека и говорю с ним, мое зрение концентрируется на нем, и я почти ощущаю, как исходящий из меня поток достигает собеседника, как сквозь меня он проходит к нему. Я ощущаю это глазами, телом. И это ограничивает или даже немного изменяет силу потока... Но теперь так бывает редко: практически постоянно присутствует бесконечность. Иногда можно оставаться и внутри, и на поверхности, но при этом чувствуешь, как поток течет сквозь тело; в такие моменты телесное сознание отчасти возвращается, и сила потока ослабевает.
Опыт прошлой ночи заставил меня понять, что чувствовал X. во время одной из наших медитаций. Он объяснил свой опыт, сравнив меня с мистическим деревом (дерево Ашаватха [см. Катха Упантпада, II, III, 1]), корни которого уходят в Высшее, а ветви спускаются в мир, и сказал, что в него вошла одна из ветвей «того дерева, и это был уникальный опыт. Он говорил: «Это и есть Мать».
Теперь я понимаю, что он увидел и передал с помощью этого ведического образа. Это и было нечто вроде вечного потока.
Ведь опыт нашего контакта - это всего лишь точка, капля, ничто, сознание, выраженное посредством слов, но ЯВЛЕНИЕ универсально. Той ночью оно было универсально; не было ни комнаты, ни кровати, ни двери - все настолько конкретно, настолько сильно! Радость: бесконечный поток беспредельной мощи.
Не решаюсь говорить об этом (вопрос остается открытым: как сделать, чтобы он постоянно присутствовал даже в активном сознании). Мне кажется, что заговорив об этом, я затрудню себе решение... Но это ничего не значит. Просто нужно сделать еще одно усилие, потому что слова всегда что-то уносят.


Добавить в закладки
Обновлено 05.02.2011 00:38