"Я становлюсь тем, что я прозреваю в себе. Я могу сделать все, что внушает мне мысль; могу стать всем, что мысль открывает во мне. Это должно стать непоколебимой верой человека в себя, ибо Бог пребывает в нем."
Шри Ауробиндо

19 | 09 | 2017
Feb
04
2011
20 ноября 1958 - 25 ноября 1959 Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Мир Реальность Сознание - БЛОГ МИРРЫ
05.02.2011 00:16

Агенда Матери 

20 ноября 1958

(Мать ищет корни затруднений  ученика)

 

Я не знаю, а то бы, наверное... Две вещи показали мне... Как-то раз я это увидела, когда ты не понял письмо, обращенное к той части тебя, которая обязана была понять: я говорила о том, чего эта часть не видит и не знает... о твоем бунтарском начале, об узле, который никак не развязать, который отказывается воспринимать что бы то ни было, несмотря на все опыты, успехи и открытия. Особенно показателен тот факт, что этот узел сопротивляется переживаниям, не принимает в них участия, и именно он помешал тебе понять мои слова. Потому что та часть тебя, что имела опыт, вне всякого сомнения, должна была понять. Нужно время...
У меня было два видения, несомненно, имеющие отношение к этому. Последнее случилось вчера. Я увидела одну из предыдущих жизней в Индии. Это было около тысячи лет назад, может, ненамного больше (точнее сказать пока невозможно). Видение затрагивало две вещи. Любопытно, что обе сразу: истоки силы реализации в этой жизни и препятствие, которое необходимо преодолеть.
Итак, ты был гораздо выше, чем сейчас; в оранжевом одеянии ты стоял, прислонившись спиной к бронзовой двери, двери не то храма, не то дворца.. .это имело символический смысл (так было на самом деле, это не просто символ). И... к сожалению, тут все кончилось, потому что меня потревожили. Но здесь кроется ключ.
Я была очень ДОВОЛЬНА этим видением, потому что оно было очень сильным, хоть и немного... пугающим. Но это было замечательно. Увидев это, я... Это видение было дано мне, потому что я сосредоточилась на желании найти решение, причем истинное и окончательное - и теперь я испытываю благодарность к Милости за действенную помощь. Вот только потом мне помешали: кто-то но звал меня, и все кончилось, но видение еще вернется.
Теперь я ЗНАЮ - раньше не знала. Однажды утром мне очень ясно сказали, что все дело в карме, которую нужно преодолеть; я говорила тебе об этом, но в тот момент у меня не было точного знания.
Я увидела, что с появлением новой, супраментальной силы... Это нечто совершенно новое... Разумеется, нет силы, способной устранить последствия кармы, их можно лишь преодолеть, изменить, исчерпать, совершив ряд действий. Но я ЗНАЮ, что супраментальная сила способна, заметно облегчить этот процесс.
Во всяком случае, факт установлен: что-то произошло в Индии, и источник кармы неотделим от ее искупления. Это связано с посвящением, полученным тобой в Рамесвараме (Храм на юге Индии, где нас посвятили в саньясины.).
Препятствие и победа связаны: вот что интересно.
Но что же я такое сделал в той жизни... Что я совершил? Да так. Мне кажется, я знаю, но пока не уверена.

 

(Пауза)

 

Хорошо, что это приходит постепенно.

 

(Пауза)

 

Необходимо иметь терпение, выдержку, то есть оставаться внутренне спокойным. Не поддаваться ощущению: «Мне этого не вынести».
По-моему, это легче, чем сражаться с трудностями в одиночку.
Даже в момент атаки, если тебе удастся ухватиться за нечто, обладающее знанием, за то, что внутри тебя, что имело опыт, если, несмотря на сопротивление и отрицание, ты сумеешь сохранить хотя бы воспоминание об этом и держаться за него... и, главное, не... Насколько возможно, сохранять покой разума. Не поддаваться порыву, не поддаваться вибрации.
Увиденное и услышанное внушает мне уверенность, что у тебя есть возможность одержать окончательную победу. Иными словами, в прежнем виде атака больше не повторится.
Между тем, чем мы кажемся, и тем, чем являемся по сути, - такая пропасть, что голова кругом идет. Нужно держаться подальше от пропасти. Не двигаться. Сохранять неподвижность камня, пока продолжается атака.

 

22 ноября 1958

 

С самой ранней юности я предчувствовал, свою судьбу. Мне казалось, что нужно что-то исчерпать, исчерпать себя. Ну, как бы дойти до дна, чтобы найти что-то. Может, это были лагеря. А может, это еще не все... Видишь ли ты в этом, смысл ?

Словами передать сложно, это ощущения. Когда ты хотел уехать со Свами (тантрический гуру, к которому ученик ездил на Цейлон; вместе с ним он впоследствии отправился в Гималаи), я знала, видела, что перед тобой открывалась дверь, что истина была за ней.
Я сразу же почувствовала, что посвящение напрямую связывает тебя с Фатальностью, которую здесь называют кармой, то есть следствием... да, оно остается в сознании, и его нужно преодолеть.
Это происходит следующим образом: психическое существо переходит из одной жизни в другую, но иногда оно воплощается с намерением... work out [выработать]... пережить опыт, что-то узнать, развить в себе что-то с помощью опыта. А если в жизни, в которой должен осуществиться опыт, оно встречается с искажением, с неблагоприятными обстоятельствами - иногда такое бывает - инкарнация прекращается, и душа выходит. В других случаях душа просто не имеет возможности делать то, что хочет, и оказывается в... дурных обстоятельствах. Дурных не только объективно, но и вредных для ее развития, и поэтому ей приходится начинать опыт сначала в гораздо более трудных условиях.
А если - бывает и так - если и при второй попытке происходит неудача, если сделать то, что она хочет, оказывается еще труднее; например, душа оказывается в теле, наделенном недостаточной волей, или извращенным мышлением, или слишком... эгоистичном, и жизнь оканчивается самоубийством, это ужасно. Я наблюдала это множество раз, это создает жуткую карму, и требуется множество жизней, чтобы душа смогла одержать победу и добиться желаемого. Условия становятся все труднее; каждый раз требуется прилагать все большие усилия. Знающие люди говорят: «От этого невозможно избавиться!» Ведь стремление к бегству заставляет делать еще большие глупости (мать уточнила: «Подсознательная память о прошлом вызывает непреодолимое желание избежать трудностей, и мы совершаем ту же самую или даже большую глупость»), а в итоге трудностей только прибавляется. Бывают моменты, когда помощи ждать неоткуда, и человек совершает ужасные вещи, чудовищно отягощающие обстоятельства...
Но если душа хоть раз призывала, хоть раз вступала в контакт с Милостью, все может быть очищено одним махом. Ты даже не представляешь, сколько людей, сколько душ, горячо ухватившихся за эту возможность, видела я здесь, на земле!
Иногда требуется огромное мужество, иногда терпение, а иногда достаточно... настоящей любви, О! Если есть вера, хватит даже пустяка, чтобы очистить все, что угодно. Я часто это делала; порой у меня ничего не получалось, по чаше всего мне это удавалось. Необходимо стоическое мужество или умение терпеть и держаться. А также сопротивляться (особенно если в прошлой жизни было совершено самоубийство) искушению повторить эту глупость: она приводит к ужасным последствиям. Преодолевать привычку бежать от страдания, бежать, бежать вместо того, чтобы попытаться выдержать удар, преодолеть трудности.
Именно так: вера в Милость, ощущение Милости, сильный призыв или, наоборот, отклик - отклик на чудесную любовь Милости, открывающую любые двери.
Этого трудно достичь без сильной воли и, главное, - умения сопротивляться искушению смерти, повторяющемуся на протяжении жизней, потому что сила его возрастает. Каждое поражение прибавляет ему силы. Одна маленькая победа способна его разрушить.
О! Самое ужасное, что может быть - это отсутствие силы, мужества, неукротимого мужества. Сколько раз мне говорили: «Я хочу умереть, я хочу избавления, я хочу умереть». Я отвечаю: «Так умрите в себе! Не хватало только, чтобы ваше эго пережило вас! Имейте мужество, истинное мужество - умрите в своем эгоизме».
Поскольку это карма, нужно, нужно сделать что-то самому. Карма - это детище эго; нужно заставить его работать, нельзя сделать все за него. В этом, в этом все дело: карма есть результат действий эго, стоит отказаться от него, - и карма очищается. Можно ему помочь, подтолкнуть, дать сил, добавить мужества, но нужно, чтобы эго употребило это мужество по назначению.

 

(Пауза)

 

Что же касается того, что я увидела про тебя, как произошло формирование этой кармы - было это в Индии, перед тобой открылась возможность освобождения и... Подробности мне неизвестны; факты материальной жизни полностью скрыты от меня; об этом я до сих пор ничего не знаю, у меня было только одно видение. Как я говорила, ты был выше, чем сейчас, телом индус, но северный кожа не очень темная, и в твоем существе была некая ЖЕСТОКОСТЬ, отчаяние, смешанное с возмущением, непониманием. Это сопротивление эго. Больше я ничего не знаю. Ты стоял, прислонившись к бронзовой двери: ПРИСЛОНИВШИСЬ. Почему - я не видела. Как я говорила, что-то вмешалось, и видение ушло.
О другом указании я рассказывала тебе на днях: когда ты решил отправиться к Свами, я увидела будто поток света: путь открывается! И сказала: это хорошо. Я следила за тобой изо дня в день, пока, ты был на Цейлоне. Ты призывал меня гораздо чаще, чем во время своего путешествия в Гималаи; ты испытывал физические страдания, и я была рядом, совсем рядом с тобой - я все время чувствовала, что происходит.
Затем, когда ты был в Рамесвараме, я увидела ЯРКИЙ свет, как ореол. Сильный свет. И вернулся ты, озаренный этим торжественным светом. В то же время я почувствовала, что его нужно хранить, хранить и беречь, потому что он еще не стоек. Стойкий свет способен сопротивляться всему, что мешает опыту. Мне хотелось изолировать тебя, поместить под стеклянный колпак, но я увидела, что это имело и положительные, и отрицательные стороны. Мне понравилось, как ты отреагировал на непонимание, вызванное твоим нарядом и бритым черепом. Этот путь, разумеется, короче, но и труднее других.
Мне казалось, что если бы то, что я видела, могло осуществиться... Я видела две вещи: путешествие - не паломничество в обычном понимании, а трудное путешествие в одиночку, полное уединение и очень тяжелые физические условия жизни - например, на горе. Контакт с Природой во всей ее мощи в определенный момент имеет очень сильное воздействие на эго: Природа обладает силой его разрушить. А разные организованные паломничества и всякое такое - достаточно очень небольшого человеческого коллектива, чтобы все испортить...
Да, путешествие было кошмарным... ... это все портит.
Второе - тантрическое посвящение. Я хотела, чтобы ты получил посвящение в наиболее благоприятных условиях, например, в Рамесвараме и от очень продвинутого человека, чтобы ты как можно меньше соприкасался с формальной, внешней стороной. Настоящее посвящение. Он должен быть способен привлечь Силу и поставить тебя в достаточно жесткие условия, чтобы ты смог ее удержать - принять и удержать.
Как только ты уехал, я начала за вами следить, и увидела, что события будут очень поверхностными, и толку из них выйдет немного. Получив твои письма и узнав, что ты находишься в затруднении, я кое-что предприняла: есть места, очень способствующие оккультным занятиям, одно из них - Бенарес. Его атмосфера насыщена вибрациями оккультных сил, достаточно даже небольших способностей - они там разовьются сами. Точно так же по приезде в Индию у людей сами но себе очень сильно развиваются духовные стремления. Это действие Милости. Она определила судьбу и историю этой страны, всегда гораздо в большей степени устремленной вверх и внутрь, чем наружу. Сейчас она утрачивает то, что имела, и вязнет в грязи, но... это так и еще раз так. Когда ты вернулся из Рамесварама в своем одеянии, я с большим удовлетворением увидела, какое ОГРОМНОЕ достоинство и ОГРОМНАЯ искренность до сих пор присущи саньясинам в иx самоотверженном устремлении к высшей жизни. Когда ты вернулся, это было очень явно и ощутимо, и вызвало уважение.
Раньше я видела лишь подражание, ложь, претензии - за ними не стояло ничего истинно пережитого. А тут я увидела, что это было правдой, это было пережито, истинно, реально, я увидела, что это по-прежнему остается великим наследием Индии. Не думаю только, что сейчас подобное часто встречается. Но, как я говорила, это вы звало у меня уважение. Поняв, что ты находишься в затруднении, и внешние вещи не только закрывают, но и искажают внутренние, я в тот же день написала тебе несколько слов (не помню точно, когда это было, но написала я всего слово или два, запечатала конверт и отправила), вложив в них огромную концентрацию. Вместе с ними я тебе кое-что передала. Я не сравнивала даты, но полагаю, что все вышло по-моему, и ты получил опыт в Бенаресе.
Когда ты вернулся сюда из Гималаев, в тебе уже не было того огня. Я поняла, что тебя по-прежнему держит тяжелая карма, что она не рассеялась. Я надеялась, что горы и настоящее уединение (я не имею в виду, что твое тело должно оставаться в одиночестве, просто нужно было, чтобы тебя не окружали искусственные внешние вещи)... Но ничего не вышло. Значит, время еще не пришло.
Когда же здесь тебя вновь стали одолевать те же трудности, их постоянство и кажущаяся неизбежность навели меня на мысли, что это карма - и только теперь у меня не осталось в этом никаких сомнений.
В глубине души я всегда знала: лишь ОЧЕНЬ МУЖЕСТВЕННЫЙ акт самоотдачи может помочь делу - мужественный и трудный не с материальной точки зрения, тут другое...В тебе есть некая витальная зона, еще слишком материальная и тесно связанная с разумом область, подверженная влиянию обстоятельств и глубоко верящая и эффективность внешних мер - она-то и сопротивляется.
Это все, что мне известно.
Обычно, когда приходит пора преодолеть карму, когда она способна раствориться в Милости, мне является образ, знание или опыт реальных фактов, ставших причиной ее возникновения, и тогда я могу... очистить её.
Время еще не пришло.
Об этом я и писала, тебе, а ты не понял; это самое сложное препятствие, тут простор для самых сильных внушений; тут-то и надо держаться изо всех сил. Иначе каждый раз придется начинать сначала. Но однажды это надо сделать. И действительно, сейчас нам выпал случай, встречающийся раз в тысячу лет. Нам дается сознательная помощь и необходимая Сила... Вот. Это почти все, что я знаю.

 

Но я чувствую потребность что-то делать - что-то  делать.

 

ДЕЛАТЬ что-то, да, это правильно.

 

Я словно загниваю.

 

Что?

 

Я.. . Мне кажется, что  я загниваю.

 

Загниваешь?

 

Разлагаюсь. Все во мне разлагается.

 

Так и есть... [Пауза] Это кармический узел: это ощущение, это чувство и есть кармический узел.

 

Я чувствую, что нужно что-то делать, но что, я не знаю, а потом...

 

Ты думаешь, что сделать что-то нужно физически?

 

Ну да, например, план с Бельгийским Конго (Ученик намеревался отправиться н Бельгийское Конго и делать там самые невероятные вещи) кажется мне...

 

Прости, но это ребячество!

Не знаю. Ощущения ничего мне не говорят... Жить в настоящем, лесу интенсивной физической жизнью, на свободе, в чистоте, вдали от всего... Главное - отключить голову, и ни о чем не думать. Если уж заниматься йогой, то делать это естественно, физически, и не задаваться никакими вопросами. Главное - заставить его [ум] замолчать.

 

26 ноября 1958

Отрывок из последней «беседы по средам»

 

По сути, большинство людей живет как в тюрьме, закрыв все окна и двери. Они задыхаются (вполне естественно!), но, имея ключи от окон и дверей, не пользуются ими...Конечно, они не сразу узнают о существовании этих ключей, но даже узнав, продолжают сомневаться, нужно ли это, действительно ли ключи подходят к дверям и вообще, стоит ли открывать окна и двери! Даже решив, что, в конце концов, может быть, и нужно», - они опасаются: «Что случится, когда откроются окна и двери?...» Они начинают бояться. Люди боятся потеряться в свете и в свободе. Они хотят остаться, как они говорят, «сами собой». Им нравится ложь и рабство. Какая- то часть людей привязана к рабству. Их не покидает ощущение, что они перестанут существовать вместе со стенами.
Потому-то так долог и труден путь. Согласись они отказаться от своего существования, все стало бы легко, светло и радостно - хотя, возможно, люди привыкли к другой радости и легкости. По правде говоря, мало кому нравится борьба. Немногие согласны отказаться от ночи. Свет они понимают лишь как противоположность тьмы: «Без теней не было бы картины, без борьбы - победы, без страдания радости». Пока они так думают, они не рождаются в духе.

 

27 ноября 1958

(Мать размышляет о карме ученика, выполняемой им тантрической практике, призванной очистить карму, и о том, почему она сама не смогла разрушить карму и прибегла, к иным средствам)

 

Я всегда рассматривала процессы с общей, духовной точки зрения; а частности - прерогатива оккультизма.
К примеру, я никогда не обращала внимания на посредников во взаимодействии данного духовного существа, сознательной души, с Всевышним. Судя по моему личному опыту, стоит всецело обратиться прямо к Всевышнему - и все, что нужно, произойдет само собой. Например, если оставаться открытым и каждую секунду сознательно желать, чтобы выражалась лишь воля Всевышнего, так и получится. Но, познакомившись с некоторыми текстами, пуджами и обрядами, я ясно почувствовала необходимость «процесса». Совершенно то же самое и в физической жизни: там, как известно, все держится на процессах действия, и физическая наука - это наука о процессах; а в оккультной области знание, а особенно СОБЛЮДЕНИЕ процессов, видимо, еще более важно, чем казалось мне.
Погрузившись в изучение науки о процессах и средствах, я вдруг ясно поняла то, чего до сих пор не понимала - как работает карма. Мне довольно часто случалось исправлять чужую карму, и иногда приходилось ждать, почему, я точно не знала: моментального действия не получалось. Я начинала ждать, не задумываясь о причинах задержки, и принимала это как должное. Обычно все кончалось, как я тебе рассказывала: мне приходило четкое видение источника и причины кармы; затем приходила Сила, и карма очищалась. Но почему так, я не задумывалась.
Однажды я размышляла об этом с X. (Тантрический гуру ученика.) Он показывал и описывал различные действия и способы совершения пуджи. Я сказала: «А! Значит, немедленный результат, немедленное действие требуют учета влияния неких духов, неких сил, и контакта с ними?» Он ответил, что иначе на игру сил уйдет неопределенное время, и вы не будете знать, когда ждать результата от пуджи.
Это сильно меня заинтересовало. Я чувствовала, что Сила действует, но время уходило, и тут, казалось, ничего нельзя было сделать: игру вели силы Природы. Зная, как они действуют, с ними можно справиться. Тут я поняла, почему те, кто изучали это, получили посвящение и выполняют предписания, обладают большой силой - даже большей, чем люди с самым высоким сознанием.
Меня особенно удивило, что посвященные не знают, получат ли ответ от истинной, божественной, высшей Силы: они делают все, что нужно, но вопрос остается. А я нахожусь в обратном положении: Сила здесь, я обладаю ею, но как заставить ее воздействовать на материю? Мне не хватало метода - в психологическом плане я знала, как это делается, но психологический план - это еще не все, повсюду сознательные индивидуализированные силы Природы, тоже имеющие право на существование. Раз уж они существуют, в них должна проявляться высшая Воля, иначе Она не стала бы прибегать к их посредничеству, - в Ее замыслах им отведено законное место,
Это напомнило мне историю, рассказанную X. про своего гуру: он умел управлять появлением Кали (на определенном уровне развития это вполне естественно), но ему удавалось не просто вызывать Кали - она являлась в сопровождении не знаю скольких кроров (крор - десять миллионов) воинов!... Для меня Кали была Кали (Кали - воинственный [или разрушительный] аспект Божественного), она делала свое дело, по в общем миропорядке это выражалась в работе бесчисленных сознательных существ. Так сказать, благодаря индивидуализации, силы становятся сознательными и приобретают некоторую свободу, поэтому действие их может быть разным. В этом оккультная система необходимо дополняет духовную практику.
Духовное воздействие происходит непосредственно, но (как показывает мой опыт) не всегда моментально. Шри Ауробиндо говорил, что оно становится моментальным в присутствии супраментальной силы - у меня был такой опыт. Но это значит, что она автоматически управляет всеми посредниками, а если она отсутствует, даже самая высшая духовная сила нуждается в особых - оккультных или даваемых посвящением - познаниях в этой области. Это я и имела в виду, когда сказала X.: «Благодаря вам я узнала много нового!» Всегда остается что-то, чего не знаешь.
Естественно, когда Супраментальное будет здесь, все изменится. Я прекрасно это вижу: когда оно здесь, все идет по-другому, и мир... в мире происходит подготовка. Долгая подготовка.
Осталось узнать, не нужно ли овладеть этими силами, чтобы получить возможность удержать Супраментальное, ЗАФИКСИРОВАТЬ его при проявлении. В этом разница. Тем, кто научился материализации сил и существ, не хватает способности удерживать их: такие вещи очень подвижны - действуют и исчезают. В физическом мире иначе: благодаря конденсации энергии... [Мать стучит по ручкам кресла] вещь приобретает прочность. А явления экстрафизической области нестабильны, подвижны и, следовательно, ненадежны. (Через несколько дней после этого разговора ученик отправился в путешествие, а Мать «заболела». Эта болезнь стала поворотным пунктом её йоги: началом йоги клеток.)

 

28 ноября 1958

Отрывок из последней «беседы по пятницам

 

Физическое тело в нынешнем виде - лишь искаженная тень вечного «Я», но оно способно к развитию; физическая субстанция прогрессирует в каждом отдельном существе, и однажды она сможет установить мост между физической жизнью, как мы ее знаем, и супраментальной жизнью, которая будет явлена в будущем.

 

Декабрь 1958

(Эта запись была сделана по-английски рукой Матери. Здесь рассказывается об угрожавшем ее жизни нападении с помощью черной магии, после которого ее внешнее существование полностью изменилось. [Мать отошла от дел 9 декабря. По правде говоря, еще за месяц до того Она чувствовала недомогание. 26 ноября на Площадке для Игр состоялась последняя «беседа по средам»; 28 ноября - последняя «беседа по пятницам», 6 декабря прошло последнее «занятие переводом»; 7 декабря Мать последний раз играла в теннис и последний раз вышла на Площадку для Игр. 9 декабря Она спустилась па медитацию к Самадхи. В течение месяца, начиная с 10 декабря, Она не выходила из комнаты. Подходил к концу огромный период жизни. Отныне Мать будет покидать свою комнату лишь в исключительных случаях.] Начался новый этап.

 

Two or three days after I retired in my room upstairs, early in the night, I fell into a very heavy sleep and found myself out of the body much more materially than I do usually. This degree of density in which you can see the material surroundings exactly as they are. The part that was out seemed to be under a spell and only half conscious. When I found myself at that first floor where everything was absolutely black, I wanted to go up again, but then I discovered that my hand was held by a young girl whom I could not see in the darkness but whose con tact was very familiar. She pulled me by the hand telling my laughingly, «No, come, come down with me, we shall kill the young princess ■. I could not understand what she meant by this «young princess* and, rather unwillingly, 1 followed her to see what it was. Arriving in the an teroom which is at the top of the staircase leading to the ground flooi, my attention was drawn in the midst of all this total obscurity to the white figure of Kamala standing in the middle of the passage between the hall and Sri Aurobindo's room. She was as it were in full light while everything else was black. Then I saw on her face such an expression of intense anxiety that to comfort her I said, «I am coming back». The sound of my voice shook off from me the semitrance in which 1 was be fore and suddenly I thought, «Where am I going?» and I pushed away from me the dark figure who was pulling me and in whom, while she was running down the steps, I recognised a young girl who lived with Sri Aurobindo and me for many years and died five years back. This girl during her life was under the most diabolical influence. And then I saw very distinctly (as through the walls of the staircase) down below a small black tent which could scarcely be perceived in the surrounding darkness and standing in the middle of the tent the figure of a man, head and face entirely shaved (like the sannyasins or the Buddhist monks) covered from head to foot with a knitted outfit following tightly the form of his body which was tall and slim. No other cloth or garment could give an indication as to who he could be. He was standing in front of a black pot placed on a dark red fire which was throwing its reddish glow on him. He had his right arm stretched over the pot, holding between two fingers a thin gold chain which looked like one of mine and was unnaturally visible and bright. Shaking gently the chain he was chanting some words which translated in my mind, «She must die the young princess, she must pay for all she has done, she must die the young princess».
Then I suddenly realised that it was I the young Princess and as I burst into laughter, I found myself awake in my bed.
I did not like the idea of something or somebody having the power to pull me like that so materially out of my body without my previous consent. That is why I gave some importance to the experience.

 

* * *

(Перевод)

 

Через два или три дня после того, как я затворилась в своей комнате, ранней ночью, впав в очень тяжелый сон, я обнаружила, что вышла из тела гораздо более материальным способом, чем обычно. При такой плотности материальное окружение представало точно, как оно есть. Часть, вышедшая из тела, словно под действием каких-то чар была сознательна лишь наполовину. Когда я оказалась на втором этаже, вокруг было все черно; я хотела подняться обратно, но почувствовала, что меня держит за руку девушка, которую я не смогла разглядеть в темноте, но мне показалось, что я ее знаю. Она тянула меня и смеялась: «Нет, пойдем вниз, давай убьем молодую принцессу». Я не понимала, кого она имеет в виду, говоря о молодой принцессе, и нехотя пошла посмотреть, что там такое. В прихожей, расположенной перед лестницей, ведущей на первый этаж, мое внимание в этой кромешной тьме привлекла белая фигура Камалы (одна из учениц), стоявшей в проходе между холлом и комнатой Шри Ауробиндо. Она была освещена светом, а все остальное оставалось в темноте. Ее лицо выражало такую тревогу, что, желая успокоить ее, я сказала,: «Я вернусь». Звук моего собственного голоса вывел меня из состояния полу-транса, я подумала: «Куда же я иду?» - и оттолкнула от себя черную фигуру, в которой, в то время, как она бегом спускалась но лестнице, я узнала девушку, долгие годы жившую со мной и Шри Ауробиндо и умершую пять лет назад. В течение своей жизни эта девушка была обуреваема самыми дьявольскими силами. Потом внизу я очень явно (будто сквозь перила) увидела небольшой, едва, различимый в темноте черный шатер и в нем - человека с выбритой головой (как у саньясинов или буддийских монахов). Его тело облегало какое-то вязаное одеяние: он был высокий и худой. Никакой другой одежды или покрывала, как-то указывающего па его положение. Перед ним был черный котел, висящий над темно-красным огнем, бросавшим на него красноватые отблески. Правая его рука была вытянута над котлом, и между пальцев висела топкая золотая цепочка, похожая на одну из моих, неестественно яркая и блестящая. Слегка покачивая этой цепочкой, он бормотал слова, которые и в уме воспринимала как: «Молодая принцесса должна умереть, она должна заплатить за все, что сделала, молодая принцесса должна умереть... »
И тут вдруг я поняла, что молодая Принцесса - это я, и, расхохотавшись, очнулась в своей постели.
Мне не понравилось, что кто-то или что-то может настолько материально, без моего согласия вытащить меня из тела. Поэтому этот опыт меня насторожил.

 

12 февраля 1958

Послание

 

Even if there is much darkness - and this world is full of it and the physical nature of man also - yet a ray of the true Light can prevail eventually against a tenfold darkness. Believe that and cleave to it always.

 

(Перевод)

Даже в полной тьме, - а этот мир полон тьмы, как и физическая природа человека, - один луч Света способен преодолеть вдесятеро большую тьму. Верьте в это и держитесь за свою веру.

Шри Ауробиндо, 29 декабря 1932

 

21 февраля 1959 

Послание Матери

 

Разум, любитель противоречий между различными явлениями, воображает, будто существует вечная несовместимость между трансцендентным и космическим состояниями Божественного, а также между Личным и Безличным, Единым и Множественным. Супраментальное же сознание, напротив, не ставит таких проблем; поскольку в нем устраняется свойственный разуму невежественный способ восприятия, а в основе всякой вещи оказывается неразрывное единство. Ни в каком выражении это единство (сущностное, а не исчисляемое) не может быть умалено или противоречиво, но это выражение живет в нем и им, не утрачивая связи с надкосмической Реальностью, которую оно, собственно, и выражает. Различие между супраментальным и ментальным разуму трудно объяснить до конца, поскольку супраментальное противоречит его логике и опирается на способ познания, являющийся свайямпракаша (самоочевидным), суть которого - в познании через тождество. Лишь тень или слабый отблеск такого познания доступны разуму, да и то в лучшем случае. Разница в возможностях сознания получается огромной, но понять ее можно не умом, а только на опыте.
Шри Ауробиндо

 

10 марта 1959 

(Ученик вернулся в Ашрам, но поскольку вскоре его вновь обуяла страсть к путешествиям, в Агенде 1959 года столько пробелов, что она, по существу, отсутствует. Следующая беседа посвящена комментарию Матери к Дхаммападе: «Зло».)

 

Однажды ночью - это была ночь борьбы - в комнате почему-то появилось множество всевозможных проявлений витального: существа, вещи, эмбрионы существ, их остатки - все, что только возможно... Это было ужасно, совершенно отвратительно.
В этой кишащей массе я выделила существа, обладающие более сознательной волей - волей витального, и увидела, как они пытаются пробудить реакцию в сознании человеческих существ, спровоцировать их мысли, желания и, если получится, действия.
Так, я увидела, что одна воля пытается вызвать гнев у человека и заставить его нанести духовный удар. В руке у этого существа был кинжал (витальный, ведь это было витальное существо: серое, похожее на слизняка, ужасное), очень острый. Размахивал им, оно говорило: «Если кто-то совершил такое (имеется в виду что-то недопустимое), он заслуживает наказания... » и в довершение всего прочего это существо накинулось на него с кинжалом. Мне-то известно, какие последствия могут быть от таких вещей, и я остановила его как раз вовремя, нанеся ему удар. Потом мне надоела эта история, и все кончилось - я произвела чистку. Чистка была почти физическая, потому что мои руки были сжаты (я была в состоянии полу-транса), и я резким движением с силой развела их в разные стороны, будто желая что-то отбросить, и раз!... все немедленно прекратилось.
Но если бы этого не случилось, я рассматривала... не то чтобы с любопытством, но пытаясь понять, в какой атмосфере живут люди! Ведь это случается ПОСТОЯННО! Их постоянно осаждают СОНМИЩА мелких, кишащих, отвратительных созданий, каждое из которых пытается внушить что-нибудь... недоброе.
К примеру, приступы гнева, когда кто-то обуреваем страстью и делает вещи, которых никогда не совершил бы в нормальном состоянии: во всем виноваты эти мелкие создания. Они ждут лишь случая... чтобы наброситься. Когда ты их видишь, ох! Это... тяжело. А если встречаешься с ними... Становится просто непонятно, как можно дышать в такой атмосфере. А ведь люди ПОСТОЯННО живут в ней! Они НЕ живут в ней, только когда поднимаются наверх. Некоторые живут на более низком уровне; они - игрушки в руках этих созданий, и их реакции не просто неожиданны, но совершенно чудовищны, потому что они - марионетки.
Те, кто находится в более высокой интеллектуальной области, смотрят сверху: они могут управлять подобными вещами, высунуть голову и дышать, но внизу... Эту область Шри Ауробиндо называет «промежуточной». Там достижим любой опыт. Но [смеется] я бы не рекомендовала! - Я понимаю! У меня был такой опыт, я только что прочла то, что Шри Ауробиндо пишет но этому поводу в последней книге «О йоге»; мне хотелось посмотреть, что это такое. И я поняла!
Именно это я имею и виду, говоря (в «Комментариях к Дхаммаладе»), что мысли «приходят и уходят, входят и выходят». Мысли, относящиеся к материальным вещам, - создания этого мира, тоже проявления воли, исходящей от витального; они пытаются найти себе выражение и могут быть по-настоящему гибельными. Если вы испытываете недовольство, если, к примеру, кто-то сказал вам что-то неприятное, ваша реакция всегда одинакова: эти мелкие создания тут как тут. Поняв, что момент настал, они начинают распространять свое влияние и свои внушения; в витальном плане это выражается в том, что на вас набрасывается такое существо с кинжалом и норовит ударить, да еще в спину! Даже не в лицо. В человеческом сознании возникает чувство гнева, ярости возмущения: «Этого не должно быть! Не должно быть!... » - а тот говорит: «Да! Мы положим этому конец!»
Разок посмотреть интересно, но приятного в этом мало.

 

26 марта 1959

 

По поводу последних поездок Сатпрема и его бунтарства, время от времени побуждающего пускаться в путь

За Титаном, нападающим на нас с таким упорством, стоит что-то другое. Он кем-то послан. Он родился вместе со мной; я чувствовала его, будучи еще совсем маленькой, но лишь постепенно, по мере тот, как стала осознавать себя, я поняла, КТО он, и что стояло за ним.
Титан послан специально, чтобы нападать на это тело, но не может действовать напрямую, поэтому использует людей из моего окружения. Просто рок: все, кто мне близок и способен любить, подвергаются его нападкам; некоторые не выдерживают, как та девушка, проглоченная им. Он следует за мной, как тень, и как только видит щель, проникает в нее.
Силу Титану дают Асуры. Их четверо. Двое обратились, а Властелины Смерти и Лжи попытались обратиться, войдя в физическое тело, - они были тесно связаны со мной. Их история довольно интересна... Властелин Смерти исчез, утратив физическое тело. Не знаю, что с ним сейчас. (Это был Теон) Что касается Властелина Лжи, который сейчас правит Землей, он попытался обратиться, но ему не понравилось!
Иногда он называет себя «Властелином Наций». Он вызывает все войны, и последняя война выиграна лишь потому, что удалось сорвать его планы... Он склонен к обращению меньше всего на свете, ему не нужно ни физической трансформации, ни супраментального мира, потому что тогда ему конец. Впрочем, он это знает... Мы общаемся, несмотря ни на что. Ведь помимо всего прочего [смеется], я его мать! Однажды он сказал мне: «Я знаю, что ты меня уничтожишь, но пока у меня есть время, я разрушу все, что смогу».
Асур Лжи и подослал ко мне Титана. Он выбрал самого могущественного на Земле Титана и велел ему нападать на мое тело. Так что даже если удастся укротить или убить его, Властелин Лжи, вероятно, найдет другого, или третьего, чтобы добиться своей цели
Полностью покончить с ним может только Супраментальное. Когда наступит час, он исчезнет сам, и даже не придется ничего делать.

 

Без даты, 1959

По поводу книги Анатоля Франса «Восстание  Ангелов» ...

 

Дети не понимают [иронию Шри Ауробиндо]. Они читают поверхностно. Забавно, но это происходит, даже когда они берут книгу Анатоля Франса. Читать ее, не понимая иронии, просто тупость.
Иронии они не чувствуют.
А Шри Ауробиндо чувствовал. Он прекрасно понимал иронию Франса, в нём самом было нечто столь же утончённое...
«Думаю [читая "Восстание Ангелов"], он сказал бы: "Да, все так, но кому из них верить1?"» [Мать смеется]

 

21 апреля 1959

Наверху, начиная от центра между бровями, работа закопчена. Там чисто. За долгие века установлен постоянный союз с Высшим.
А ниже находится тело. Каждой клеточкой оно конкретно ощущает Божественное, но надо универсализировать его центр за центром. Это главное. Я понимаю, что имел в виду Шри Ауробиндо, повторяя: Расширяйтесь». Нужно универсализировать все тело, иначе Супраментальное не сможет войти в него.
В древних традициях универсализация физического тела понималась как высшая реализация, но это лишь основа для того, чтобы Супраменталыюе могло спуститься в тело, ничего не разрушив.

 

19 мая 1959

Идти восходящим путем не так уж сложно. Я прошла его в начале века и установила постоянную связь с Высшим, с Тем, что выше Личного, богов и всех внешних проявлений Божественного, а также Абсолютного и Безличного. Об этом не расскажешь: нужно приобрести опыт. Именно это и нужно заставить проникнуть в Материю. Это нисходящий путь, я вступила на него со Шри Ауробиндо, и здесь работы непомерно много.
Спустить его в витальное и ментальное можно (хотя даже про ментальное Шри Ауробиндо говорил, что на совершенное «surrender» [англ.: "сдача", "отдача"] потребуются тысячи жизней). Со Шри Ауробиндо мы спустились ниже уровня Материи, до Подсознательного и даже Бессозна тельного. Но затем наступает трансформация, и когда дело доходит до тела... Заставляешь его сделать шаг - да что шаг: шажок всё начинает ползти: будто ставишь ногу в муравейник... Но, как бы там ни было, присутствие и помощь высшей Матери постоянно рядом; тут и понимаешь, что для обычных людей такая работа невозможна, требуются миллионы жизней, и по сути, если работать за них и не практиковать садхану тела для всего земного сознания, им не достичь физической трансформации, или она произойдет так нескоро, что нечего и говорить о ней. Но если люди откроются, предадутся полному «surrender», эту работу можно сделать за них: им останется только принять.
Дорога крайне тяжела. Но тело исполнено доброй воли; каждая клеточка переполнена психической энергией; оно как ребенок. Однажды оно нечаянно воскликнуло: «О мой Добрый Господь, дай мне время реализовать Тебя!» Оно не просит поблажек и хочет лишь ускорить дело: только ВРЕМЯ, чтобы выполнить работу. «Дай мне время!»
Работу в теле я могла начать тридцать лет назад, если бы не суматошная жизнь в Ашраме. Мне пришлось заболеть (В конце 1958 г., когда Мать прекратила беседы на Площадке для Игр и стала выходить из Ашрама лишь в исключительных случаях), чтобы, наконец, заняться садханой тела. Нельзя сказать, что тридцать лет прошли зря, возможно, тогда это было бы преждевременно. Должно было вырасти еще и сознание окружающих, ведь индивидуальный прогресс связан с коллективным, один не может идти вперед без других.
Я поняла, что для телесной садханы главное - мантра. Шри Ауробиндо не давал мантры; он говорил, что мы должны выполнять работу, не прибегая к внешним средствам. Если бы он видел, что происходит сейчас, то понял бы, что психологического метода недостаточно, нужна джапа (систематическое или более или менее постоянное повторение мантры) , потому что только она воздействует непосредственно на тело. Так что мне пришлось искать метод, мантру самой. Но теперь это позади, за несколько месяцев я нагнала десять лет. Вот в чем трудность, требуется время, время...
Я повторяю свою мантру постоянно, когда бодрствую и даже когда сплю. Я повторяю ее, когда умываюсь, ем, когда разговариваю с людьми; как фон, все время, все время.
Впрочем, тех, кто не читает мантру, можно узнать сразу. Вокруг них, каким бы навыком медитации и концентрации они ни обладали, витает какой-то туман. А джапа дает определенность, основательность - костяк. Люди словно гальванизируются.

 

9 июля 1959

Калки
(В записке содержится только имя и дата.)

 
Калки - последний аватара Будды, который должен явиться в конце Железного века или Кали-Юги (сейчас мы её и переживаем) на белом крылатом коне и поразить «варваров». С его приходом начнётся Век Истины, Сатья-Юга.

 

15 августа 1959

Письмо Матери Сатпрему, находящемуся в отъезде

 

...А сегодня (15 августа, день рождения Шри Ауробиндо) пишу тебе потому, что это день всепрощения, день, когда забываются все старые ошибки...
С неизменной и вечной любовью.

 

Ночь с 24 на 25 июля

Первое проникновение в тело супраментальной силы.
Шри Ауробиндо существует в одном определённом тонком физическом теле. (Написано рукой Матери. Речь идёт о великом опыте, к которому мать будет обращаться впоследствии.)

 

6 октября 1959

Птичка прилетела назад...

 

Западу при всем его материальном развитии понадобится, наверное, несколько веков, чтобы осуществить связь между двумя мирами. Хотя эти миры - физический и Истинный - не так уж далеки друг от друга. Они как бы накладываются один на другой. Мир Истины здесь, рядом, он - вроде обратной стороны этого мира.
Незадолго до 15 августа у меня был уникальный опыт, объясняющий это (см. запись от 24 - 25 июля). Супраментальный свет проник непосредственно в мое тело, минуя внутренние существа. Так было в первый раз. Он вошел через ноги (цвет - красный и золотой, замечательный, теплый, насыщенный) и начал подниматься. По мере его восхождения, поднималась и температура, потому что тело не привыкло к такой насыщенности. Когда свет дошел до головы, мне показалось, что я вот-вот лопну, и пора прекратить опыт. Но тут я получила очень ясное указание принять Покой, Мир, расширить телесное сознание в каждой клеточке, чтобы клетки тоже смогли вместить в себя супраментальный свет. Я расширила сознание: по мере того, как поднимался свет, я пропускала вниз полноту и безмятежный покой. И вдруг на секунду потеряла сознание.
Я очнулась в другом мире, но не далеко (я не была в полном трансе). Этот мир был почти таким же материальным, как и физический. Там были комнаты - комната Шри Ауробиндо, где он отдыхал - он жил там, он был там все это время: это его дом. Там была и моя комната с таким же большим зеркалом, как здесь, на котором лежали расчески и всякие мелочи. Эти предметы были почти столь же плотными, как в нашем физическом мире, но обладали своим светом. Они не излучали свет, не были прозрачными, но как бы светились изнутри. Все предметы, вся материя, из которой состояли комнаты с их содержимым, были не такими плотными, сухими и твердыми, как вещи в физическом мире.
И там был Шри Ауробиндо, такой величественный и удивительно прекрасный. Его волосы остались столь же красивы. Это было конкретно и вполне материально (ему даже подавали какую-то еду) Я пробыла там около часа (я смотрела на часы до и после этого). Я разговаривала со Шри Ауробиндо, так как мне необходимо было сдать ему несколько вопросов о реализации некоторых вещей. Он ничего не ответил. Он спокойно выслушал меня, глядя так, словно все мои слова были лишними: он понимал все без слов. Отвечал он жестами и мимикой. Жесты были неожиданными, совершенно не вязались с моими мыслями: например, он взял три гребня, лежавшие возле зеркала (такие же, как у меня здесь, только больше), и стал причесываться; один воткнул сверху и два по бокам, будто желая убрать волосы с висков. Его голова была в буквальном смысле убрана этими гребнями, образовавшими корону. Я сразу поняла, что он отел сказать, что принимает мое видение вещей: «Смотри, я 6epу твои вещи, как ты их видишь, и пользуюсь ими: такова моя воля». Короче, я пробыла там около часа.
Проснувшись, я не испытала обычного ощущения, будто вернулась издалека и теперь должна войти обратно в свое тело. Нет, побывав в том мире, я как бы сделала шаг назад и оказалась здесь. Мне понадобилось добрых полчаса, чтобы осознать, что этот мир существует точно так же, как тот, что я нахожусь уже не стой, а с этой стороны, в мире лжи. Я позабыла,всё: людейвещи, дела; всё исчезло, как будто никогда не существовало.
Ведь мир Истины не нужно создавать по кусочкам: он готов, он там, по другую сторону от нашего. Все там, ВСЕ.
Целых два дня я оставалась там, и это были два дня абсолютного счастья. Шри Ауробиндо все время, все время был со мной; я гуляла, и он гулял со мной, я садилась, и он садился рядом. 15 августа во время даршана он тоже был со мной. Но кто это заметил? Кое-кто - один-два человека - что-то почувствовали, но кто видел? - Никто.
Я показала Шри Ауробиндо все поле для работы и спросила, КОГДА же другой, истинный мир, находящийся совсем близко, сменит этот лживый мир. «Not ready!» Это все, что он ответил: «Не готов».
Шри Ауробиндо подарил мне два дня: полное блаженство. На исходе второго дня я все же вспомнила, что мне нельзя дальше оставаться там, потому что моя работа стоит. Работу нужно совершать в теле, а реализацией заниматься здесь, в физическом мире, иначе ничего не получится. Поэтому я вернулась и принялась за работу.
И тем не менее, нужно совсем немного, самая малость, чтобы перейти из этого мира в другой, чтобы другой мир стал реальностью. Достаточно отклониться в сторону, скорее, чуть изменить внутреннее состояние. Как объяснить?... Обычное сознание этого не ощущает: достаточно внутреннего сдвига, качественного изменения состояния.
Так и с джапой: неуловимое изменение, и от механической по сути, более или менее эффективно действующей джапы, можно перейти к настоящей джапе, исполненной силы и света. Я даже размышляла, не это ли изменение тантристы называют «силой» джапы. К примеру, однажды я заболела. У меня была сильнейшая простуда. Стоило мне открыть рот, как горло схватывал спазм, и я начинала кашлять. Потом появился жар. Тогда я осмотрелась и увидела, откуда это шло, и решила, что пора с этим кончать. Я встала, чтобы, как обычно, проделать джапу, ходя взад-вперед по комнате. Мне пришлось приложить всю волю. Разумеется, я могла бы совершить джапу, находясь в трансе, ходить в трансе и даже повторять мантру, потому что в таком состоянии не чувствуешь никаких телесных недомоганий. Но ведь работу нужно было производить в теле! Поэтому я встала и начала совершать джапу. Так работало каждое произнесенное мной слово: Свет, полная Сила. Эта, сила, исцеляет все боли.
Я начала джапу усталая, больная, а закончила отдохнувшая, посвежевшая, здоровая. Когда кто- то говорит, что после джапы чувствует себя истощенным, скованным, опустошенным, значит, он совершает её неправильно.
Я понимаю, почему некоторые тантристы советуют произносить джапу в центре сердца. Когда сообщаешь словам некоторое устремление, когда каждое слово произносится с теплотой и надеждой, все изменяется. Я испытала это на себе, на своей джапе.
На самом деле, бродя взад-вперед по комнате, я не отгораживаюсь от мира - хотя так было бы гораздо легче! Ко мне приходят всяческие внушения, чужая воля, чужие ожидания. А я автоматически совершаю дарственный жест: то, что приходит, практически касаясь моей головы, я направляю вверх, предавая Свету. Внушения не входят в меня: я, к примеру, могу поддерживать разговор, совершая джапу, и прекрасно слышу, что мне говорят, даже отвечаю, но слова остаются снаружи, на некоем расстоянии от головы. Хотя бы слет, что чья-нибудь воля оказывается слишком целеустремленной и настойчивой, и тогда приходится немного поработать, не прекращая джапы. Иногда в такие моменты она качественно меняется: перестаёт быть светлой и всесильной, конечно, не теряет действенности, но результат не так уверен, не так длителен и неопределенен, как вещи физического мира. Впрочем, разница совершенно неуловима: она совсем не так велика, как между механически и сознательно произносимой джапой, поскольку даже работая, я повторяю джапу в полном сознании и вкладываю смысл в каждый слог. И все же разница есть. Одна джапа всемогущая, другая - почти обычная... Разница во внутреннем состоянии. Наверное, для того, чтобы джапа получилась настоящей, нужно внести в нее радость, восторженный порыв, тепло - главное, радость. И тогда все меняется.
Такое же неуловимое изменение нужно совершить внутри, чтобы попасть в мир Истины. С одной стороны - ложь, а с другой, совсем рядом, её изнанка - истинная жизнь. Достаточно совсем небольшой перемены внутреннего состояния, незначительного сдвига, чтобы перейти на другую сторону, к Свету и Истине.
Возможно, достаточно всего- навсего впустить радость.
Нужно будет понаблюдать в своем теле, так как все происходит внутри него, там идет подготовка.

Другой мир, о котором ты говоришь, мир Истины, - это и есть супраментальный мир?

По моему ощущению, жизнь, в которой сейчас пребывает Шри Ауробиндо, не удовлетворяет его как настоящая супраментальная жизнь.
В том мире были бесконечность, величие, совершенный покой, вечность - все это было.
Может быть, не хватало радости.
Конечно, у Шри Ауробиндо радость была. Но у меня сложилось впечатление, что она была неполной, и именно по этой причине мне нужно продолжать работу. Я почувствовала, что полной она станет лишь тогда, когда перемены произойдут здесь.

 

25 ноября 1959

Бессмертие - не то же самое, что состояние без смерти. Шри Ауробиндо очень хорошо описал это в «Савитри».
Состояние без смерти - это то, что ждет человеческое тело в будущем: постоянное обновление. Вместо того, чтобы деградировать и распадаться из-за недостаточной пластичности и неспособности подстроиться под движение вселенной, тело будет, так сказать, меняться, двигаясь вперед.
Один момент остается постоянным: в разных атомах неодинакова внутренняя организация элементов, и по этой причине субстанция получается разной; по той же причине у каждого индивидуума, возможно, существует особый способ организации клеток тела, остающийся неизменным при всех внешних превращениях - все остальное распадается и воссоздается снова; но распадается, стремясь вперед, вместо того чтобы оставаться в плену у смерти, и воссоздается с постоянным желанием поспеть за движением божественной Истины.
Но для этого тело - телесное сознание - должно уметь расширяться. Это необходимо, иначе все клетки под давлением супраментального света превратятся в бурлящее варево.
Обычно тело, приобретя максимальную интенсивность устремления или экстаза в Любви, не умеет этого сохранить. Оно останавливается на ровном состоянии неподвижности. Оно возвращается назад. Потом мы получаем новую вибрацию, и движение возобновляется. Поэтому надо расширяться, чтобы научиться, не дрогнув, переносить интенсивность супраментальной силы, чтобы идти только вперед, поспевая за восходящим движением божественной Истины, не отступая назад, к распаду.
Именно это имеет в виду Шри Ауробиндо, говоря о intolerable ecstasy (Мысли и афоризмы», 92: «Жестокость, преобразившись, превратится в Любовь - нестерпимое исступление... »); это не безжалостное исступление, это неослабевающее исступление.


Добавить в закладки
Обновлено 05.02.2011 00:32