"Я становлюсь тем, что я прозреваю в себе. Я могу сделать все, что внушает мне мысль; могу стать всем, что мысль открывает во мне. Это должно стать непоколебимой верой человека в себя, ибо Бог пребывает в нем."
Шри Ауробиндо

21 | 11 | 2017
Nov
01
2009
15 августа 1954 Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Мир Реальность Сознание - БЛОГ МИРРЫ
01.11.2009 23:46

 

15 августа 1954

Послание ко дню рождения Шри Ауробиндо

ЧАС БОГА

В иные времена Дух движется среди людей, и дыхание Господа колеблет воды нашего существа. В другие времена он покидает лю­дей, предоставляя им действовать самостоятельно, по силе или сла­бости их собственного эгоизма. Первые соответствуют периодам, ког­да для того, чтобы достигнуть больших результатов и изменить судь­бу, достаточно малейшего усилия; во вторые даже огромный труд приносит ничтожные плоды. Правда, такие периоды могут подго­тавливать другие; подобно легкому дыму, поднимающемуся в небо от жертвенного огня, они могут вызвать дождь божественной ми­лости.
Несчастен человек или народ, которого такой миг застанет спя­щим, или который не готов его встретить, потому что светильник его не был зажжен в ожидании, потому что его уши остались глухи к призыву. Но трижды горе тем, кто, будучи сильным и готовым к встрече, растрачивает даром свою силу или упускает момент; велико их поражение, и невосполнимы потери.
Когда придет Час Бога, очисти душу от всякого обмана и лож­ного тщеславия, чтобы ты смог увидеть свой дух и услышать зов, обращенный к нему. Всякая твоя неискренность, прежде служившая защитой от взора Учителя или от высшего света, становится теперь прорехой в твоих доспехах и мишеныо для ударов. Даже если на какой-то миг ты одержишь верх, тем хуже для тебя, так как следую­щий удар обязательно повергнет тебя в разгар торжества. Но если ты чист, отбрось опасения. Этот час нередко ужасен; огню, вихрю, буре подобен урожай, пожатый гневом Господним. Но тот, кто сумеет вы­стоять, вдохновленный истинностью своей цели, спасется; даже упав, он поднимется; даже если его унесет на своих крыльях ветер, он вер­нется. Только не давай людскому благоразумию шептать слишком близко от твоих ушей, ибо это час неожиданного.

Шри Ауробиндо

 

25 августа 1954

(Мать читает, ученикам текст Шри Ауробиндо «Мать», описывающий различные аспекты направляющей эволюцию созидающей Силы, которую в Индии называют «Шакти» или «Мать»)[1]

«... Есть и другие Лики божественной Матери, но им било труд­нее низойти на землю, и в эволюции земного духа они проявили се­бя не так отчетливо. Присутствие некоторых из них необходимо для супраментального осуществления; прежде всего это Лик восторга, та­инственной и могущественной Ананды2, что лучится божественной Любовью, Ананды, что одна способна преодолеть пропасть между самыми высокими вершинами супраментального духа и самыми глу­бокими провалами материи, Ананды, что содержит в себе ключ от полной чудес и в высшей степени божественной жизни и даже сейчас, зa таившись, охраняет труд всех остальных Сил Вселенной».

(Шри Ауробиндо, «Мать», XXV.35)

Милая Мать, что это за Лик и когда Он проявится?

Я подготовилась к ответу на твой вопрос.
Я знала, что меня спросят, потому что это самое интересное, и подготовилась к ответу - и на этот, и на еще один вопрос. Но сначала я нам прочту вот что.
Ты спросил: «Что это за Лик, и когда Он проявится?» Я отвечу так [Мать читает]:

«Она пришла, неся с собой цвет силы и любви, небывалую до сих пор на Земле божественную радость. От этого переме­нился даже физический воздух, напитавшись новыми чудес­ными возможностями.
Но чтобы остаться и творить здесь, Ей нужно было най­ти хоть каплю восприимчивости, хоть одно человеческое су­щество, обладающее требуемыми витальными и физическими свойствами, - Сверхпарсифаля, наделенного естественной и цельной чистотой и телом, достаточно мощным и крепким, чтобы не дрогнув выдержать принесенную Ею силу Ананды.
До сих нор Она не нашла того, что искала. Люди так и оста­ются людьми, не имея желания или сил становиться сверхче­ловеками. Они способны принять и выразить только ту лю­бовь, что им под стать: человеческую. А чудесная радость бо­жественной Ананды не дается их восприятию.
Поэтому иногда Она помышляет об уходе, думая, что мир еще не готов принять ее. Это была бы жестокая потеря.
Действительно, до сих пор Ее присутствие остается скорее формальным, чем действенным, ведь у Нее еще не было слу­чая проявить себя. Но даже так Она оказывает огромную по­мощь Творению, поскольку этот лик Матери важнее других для трансформации тела. Ведь клетки, способные трепетать при встрече с божественной Радостью, способные принять и сохранить ее, возродятся и станут бессмертными.
Однако вибрации божественной Радости не могут сущест­вовать в одной витальной и физической системе с вибрациями удовольствия. Следовательно, ради принятия Ананды нужно полностью отказаться от всякого удовольствия. Мало кто способен сделать это, не уйдя от активной жизни и не погру­зившись в строжайшую аскезу. Да и среди тех, кто понимает, что трансформация должна происходить в активной жизни, многие склонны рассматривать удовольствие как более или менее близкую разновидность Ананды; так они оправдывают стремление к собственному удовлетворению, создавая в себе почти непреодолимое препятствие для трансформации».

Вот, теперь, пожалуйста, задавайте другие вопросы... Кто угодно.
Кто угодно - чтобы говорить, не обязательно быть учеником.

Мать, если до сих пор ничего не выходило, можно ли повто­рить попытку?

Что? [Ученик повторяет вопрос] О! Попытаться можно всегда!
Мир обновляется каждую минуту. Мир можно создать заново прямо сейчас, если вы знаете как, то есть способны изменить свою природу.
Я не говорила, что Она ушла. Я сказала, что Она готова уй­ти. .. иногда.

Но раз Она спустилась, значит, видела возможность!

Она спустилась, потому что была возможность, потому что состояние вещей достигло определенной стадии и настал момент, когда Она могла спуститься. В сущности, Она спустилась потому... я ду­маю, что успех был возможен.
Возможности есть всегда. Только их нужно осуществить.
Доказательством моих слов служит тот факт, что когда это про­исходило, воздух не только Ашрама, но и всей земли в течение двух или трех недель был заряжен такой энергией, напитан божественной Радостью такой силы, что все дела, дававшиеся прежде с трудом, в это время можно было сделать практически за один миг.
Эхо прокатилось по всей земле - но вряд ли хоть кто-то из вас его слышал... Вы ведь даже не скажете, когда это происходило.

А когда?

Даты я не знаю. Скажу примерно... Мне известно только, что это произошло до того как Шри Ауробиндо покинул свое тело; он был предупрежден об этом событии и... потом, он узнал его.
Произошло сильное столкновение с Бессознательным; видя что готовность к восприятию недостаточна, я обвинила в этом Бессозна­тельное и... попыталась дать ему бой.
Не могу сказать, что бой был бесполезен, но разница между тем, к чему я стремилась, и тем, что получилось, слишком велика. Я говорю это вам; вы находитесь рядом, дышите тем же воздухом, но... кто хоть что-нибудь заметил? Вы как ни в чем не бывало жили своей обычной жизнью.

Мать, мне кажется, что это произошло в 1946 году, потому
что в то время вы рассказывали нам очень много.

Правильно.

(Ребенок:) Милая Мать, что же делать нам теперь, когда
Она пришла?

А вы не знаете?

(Пауза)

Постарайтесь изменить свое сознание.

(Пауза)

Задавайте любые вопросы... Что, вам не о чем спросить?

Мать, и нет даже одного такого человека?

Я не знаю.

Мать, ты попусту теряешь время со всеми этими людьмииз Ашрама.

О!... Видишь ли, если взглянуть глубже, это отбор. На первый взгляд вам может показаться, что некоторые люди гораздо выше вас (я не спорю), но если присмотреться, вы увидите отбор. Есть... Не ошибусь, если скажу, что большинство находящихся здесь молодых людей пришли потому, что им пообещали, что они увидят момент Реализации. Они не помнят! [Мать засмеялась] Я неоднократно го­ворила, что, спускаясь на землю, падаешь головой вниз и даром это не проходит [смеется]. А жаль! Но не век же быть тупым. Доста­точно заглянуть внутрь себя, найти бессмертное сознание, и тогда прекрасно видишь и можно отчетливо припомнить все обстоятельст­ва, которые привели тебя сюда... в надежде на то, что ты увидишь миг завершения Дела.
По правде говоря, я думаю, что ваша жизнь слишком легка - вы не очень утруждаете себя! Многие ли действительно чувству­ют настоятельную необходимость найти свою психическую сущ­ность, узнать, кто ты есть на самом деле? В чем твоя задача, почему ты здесь?... Вы живете как живется. И даже жалуетесь, когда что-то не выходит. И происходящее вы принимаете «как придется». А если вдруг просыпается ожидание и в самом себе обнаруживается какая-то проблема, вы говорите: «А! Мать здесь, она позаботится обо мне», - и перестаете думать.

Мать, раньше в Ашраме были очень строгие порядки, а те­перь все изменилось. Почему?

 Я же говорила: нам пришлось принимать совсем маленьких детей. О каком аскетизме может идти речь, когда тут детишки? Невозмож­но. Это результат войны. Когда стало известно, что Пондишери самое безопасное место на земле, люди стали приезжать сюда с деть­ми и просили дать им убежище... Разумеется, мы не могли отказать. Так это и получилось...  Мы пытались создать такую атмосферу, где имела бы значение только Божественная Жизнь.
Но постепенно ситуация изменилась. Тут есть кое-какие преиму­щества: мы были слишком далеки от жизни. Мы не видели некото­рых проблем, которые мгновенно проявились бы при более глубоком раскрытии. Теперь мы столкнулись с ними, пусть и несколько преж­девременно. Но решать их все равно надо. Многое узнаешь только та­ким вот образом: преодолевая трудности. И становится все труднее. Наверное, в нынешних условиях, при таком количестве элементов, присутствующих здесь, непонятно почему... от учеников требуется гораздо больше усилий, чем раньше.
Прежде, когда было... сначала человек тридцать пять-тридцать шесть, даже когда стало сто, даже сто пятьдесят... все они сидели в моем сознании, как в яйце, были так близки, что я могла в любую минуту направить любые их внутренние и внешние действия; днем и ночью все было под полным контролем. Конечно, я думаю, что тогда они делали успехи. Фактически я все время исполняла за них садхану[2]. А как мне при таком нашествии исполнять садхану

 за трех-четырех-пятилетних малышей? Об этом не может быть и речи. Я могу разве что распространить на них Сознание, чтобы они росли в наиболее благоприятных условиях. Тут есть одно преимущество: каждый вынужден самостоятельно предпринимать какие-то усилия вместо того, чтобы полностью пассивно зависеть от учителя. По правде говоря, это замечательно.
Не помню, с кем я говорила сегодня (кажется, у него был «birth­day»[3]). .. Нет,

уже не помню. Словом, он сказал, что ему исполнилось восемнадцать. Я ответила, что в возрасте восемнадцати-двадцати лет я достигла сознательного и постоянного контакта с Божествен­ным Присутствием и сделала это сама, мне абсолютно никто не помогал, даже книги. Когда несколько позднее ко мне в руки попала «Раджа-йога» Вивекананды, она показалась мне совершенно чудес­ной - кто-то смог мне что-то объяснить!... Благодаря этой книге я за несколько месяцев смогла получить то, на что иначе пришлось бы потратить, быть может, годы.
Когда мне было лет двадцать, встретила одного индуса. Он дал мне перевод «Гиты» (не бог весть какой, зато единственный пере­вод Гиты на французский; на другом языке тогда я ничего не по­няла бы; впрочем, английские переводы были не лучше, и у меня еще не... Шри Ауробиндо еще не написал свой перевод). Кроме того, этот индус и дал мне ключ - свой ключ. Он сказал: «Читайте Гиту, воспринимая Кришну как символ вечного Бога, внутреннего Бога». Нот и все. «Читайте, зная, что Кришна соответствует вечному Богу, живущему внутри человека». Мне хватило месяца!
A некоторые из вас находятся здесь с раннего детства; вам все объяснили, разжевали, вас поставили на путь внутреннего поиска (помогая не только поучениями, но и психологически и вообще все ми возможными способами)... и вы еще позволяете себе жить «как придется»: будь что будет - если только вы вообще об этом заду­мываетесь!
Впрочем, меня это не слишком тревожит. Скорее, это любопытно, вот и все. Но есть вещи гораздо серьезнее... Вы пытаетесь обмануть самих себя. Это некрасиво. Не нужно путать вещи. Как говорится, кошку нужно называть кошкой, а собаку - собакой, человеческий инстинкт - человеческим инстинктом, и не говорить о божествен­ном, когда речь идет о чисто человеческом. Вот. Не воображайте, что имеете супраментальный опыт, если живете в совершенно обыденном состоянии сознания.
Если вы внимательно посмотрите на себя, узнаете, какие вы есть, и если вдруг примете решение... Меня поражает, что вы даже не ис­пытываете такой потребности: «Как это узнать?» Вы знаете, вам все сказали, несколько раз повторили, сделали прививки. Вам извест­но, что внутри живет божественное сознание. Вы преспокойно спите каждую ночь, целыми днями играете или учитесь и при этом... даже не знаете, что такое восторг или ЖГУЧЕЕ желание войти в кон­такт с самим собой! - Да, с самим собой, внутри [показывает на грудь]... Вот этого я никак не могу понять!
Когда я впервые узнала, - никто мне этого не говорил, я все­му училась на собственном опыте, - когда я впервые узнала, что открытие нужно сделать в самом себе, это стало для меня САМЫМ ВАЖНЫМ. Первоочередной необходимостью.
Когда же, как я рассказывала, мне попались книга, способная дать нужные сведения, и человек, сказавший: «Если вы это сделаете, перед вами откроется путь», - я рванулась вперед, как... ураган, и ничто не могло остановить меня.
А вы... сколько лет вы живете здесь... как в полусне? Вы вспоминаете об этом время от времени, в основном когда я говорю, или когда что-нибудь прочтете. Но где пыл, где воля, сметающая все пре­пятствия, Где сосредоточенность, лежащая в основе ВСЕГО?...
Кто тут спрашивал меня, что нужно делать?

(Ребенок:) Я!

Так вот, что нужно делать, дитя мое, я тебе объяснила.

Мать, а что ты еще написала?

Я ожидала другого вопроса: «Почему же Она[4] не осталась ради тебя?... Раз

Она пришла по твоей просьбе, почему Она не осталась ради тебя?»

Но никто не спросил.

Мать, расскажи! Нам. очень интересно!

Это тело для Нее - лишь инструмент, один из множества в беско­нечности будущих и бывших времен, и тело имеет лишь то значение, которое придают ему земля и люди; оно необходимо лишь постоль­ку, поскольку может служить проводником для Ее распространения и проявления. Если вокруг меня люди, не способные Ее принять, я для Нее ничего не значу.
Это совершенно ясно.
Так что это не заставило бы Ее остаться. А я не могу просить Ее из эгоистических соображений. Разумеется, Лики проявляются по­стоянно - но только не ради кого-то лично. Они и помыслить не могут помочь моему телу. Я этого и не прошу. Они ведь являются не для того. Но совершенно очевидно, что если бы у меня было более восприимчивое окружение и если бы Они могли проявляться посто­янно ради тех, кто способен Их принять, моему телу было бы гораздо легче, все вибрации проходили бы через пего, и ему бы это помогло. Но нет никакого повода для проявления, ни малейшего повода. Ма­тери встречаются только те, кто... даже не ощущает Ее присутствия! Они его даже не замечают, для них нет никакой разницы! Так как  же Ей проявиться? Не буду же я се просить: «Приди, пожалуйста, измени мое тело», - у пас не такого рода отношения!
Да и само тело не хотело бы этого. Оно никогда не думало, ни­когда не заботилось о себе. Оно может трансформироваться только в работе. Конечно же, если бы при Ее приходе было больше вос­приимчивости и если бы она могла проявиться во всей силе.. .Да и раньше... Скажу вам одну вещь: когда я вместе со Шри Ауробиндо начала нисхождение из разума в витальное, когда мы переместили нашу йогу из ментального в область витального (мне тогда было со­рок, а выглядела я даже моложе), всего месяц занятий этой йогой привел к тому, что я стала выглядеть ровно на восемнадцать. Один шакомый, знавший меня раньше (мы с ним были в Японии), при­ехав сюда, с трудом узнал меня[5]

. Он спросил: «Неужели это вы?» Я ответила: «Конечно!»
Но как только мы спустились из витального в физическое, все ушло. Дело в том, что в физическом работы очень много и она го­раздо сложнее; слишком многое нужно изменить.
А если бы такая сила проявилась и была воспринята, действие было бы ПОТРЯСАЮЩЕЕ!... Вообще-то, я говорю об этом только по­тому, что ожидала вашего вопроса, в противном случае... У меня совершенно иная роль. Возьмите мое тело: бедное невинное тело; оно не пытается привлечь ни внимание, ни силы, просто в меру своих возможностей делает работу. Его значение пропорционально пользе, приносимой работой.. .и оно важно настолько, насколько его ценит мир, потому что свое дело оно выполняет ради всего мира.
А так это просто тело, одно из многих, вот и все.
[Ученику, который занимается микрофоном:] Теперь все.
[Мать поднимается и, направляясь в свою комнату, говорит де­тям:] Если вы решили прислушаться к своему психическому сущест­ву, я не зря потеряла время.



[1]Следующий текст взят из «школы по средам». Каждую среду Мать

отвечала на вопросы учеников и детей, собиравшихся па Площадке для игр Ашрама.

[2] Садхана - йогическая практика.

[3]Мать принимала каждого ученика в день его рождения (birthday).

[4] Мать Ананды или Радости созидательной Силы.

[5] Друг Тагора, У. У. Пирсон, приезжавший в Ашрам к Тагору в 1923 году. С

ним и с Тагором Мать встречалась в 1916 году в Японии.


Добавить в закладки
Обновлено 04.02.2011 17:28