Агенда Матери
Чудесный мир счастья стоит у нашего порога, ожидая, когда мы позовем его, чтобы войти.
( Запись, сделанная рукой Матери. Этот текст станет новогодним Посланием к 1961 году.)
Подпись: Мать
* * *
This wonderful world of delight waiting at our gates for our call, to come down upon earth.
* * *
Мир Счастья над нами ждет - не готовности, а желания; он ждет, когда мы соблаговолим его принять! Это я и вижу на фотографии. (Иместся в виду фотография Матери, которая прилагалась к Посланию к 1961 году.)
По сути, к этому и стремлюсь.
* * *
Ночи бывают очень содержательными, но я не всегда трачу силы на то, чтобы вспомнить, что со мной было, - это отнимает много времени. Иногда я поднимаюсь посреди ночи, начинаю вспоминать все, что случилось, и порой на это уходит полчаса! А поскольку мне предстоит срочная работа, я не трачу время на воспоминания, и они уходят. Да и, к тому же об этом можно написать целые тома! Но с документальной точки зрения ночи становятся все интереснее... В «Yoga of Self-Perfection» Шри Ауробиндо описывает состояние, в котором все вещи обретают смысл и внутреннюю значимость, приходят как разъяснение и помощь. В этом смысле мои ночи стали совершенно необыкновенными. Я вижу бесконечно больше, чем раньше. Раньше дело ограничивалось главным образом личным контактом с людьми. Сейчас же... Ночью любое явление и любой человек предстают в таком свете, что слова, действия, жесты В ТОЧНОСТИ описывают состояние человека или явления. Это уже интересно. Мне, конечно, гораздо больше нравится, когда меня захватывают большие силовые потоки, - лично мне такой размах гораздо интереснее. Но и свидетельства состояний также важны. Это настолько не похоже на сны и даже на видения, которые бывают, когда входишь в некоторые области интеллекта (то, что я делала раньше), это настолько иначе, оно наполнено другим содержанием, другой жизнью: оно несет особый свет, понимание и объяснение - раз увидишь, и все становится ясно. У меня всегда присутствует ощущение некоторой скованности, но это интересно. И приносит пользу, потому что я постоянно общаюсь с людьми, что-то делаю: таким образом я получаю указания, что и кому сказать, что предпринять. Это полезно. Но в этом нет той полноты и радости, как в большом безличном Потоке сил. Перед сном я иногда говорю себе: «Сейчас я проделаю то, что нужно (потому что знаю способ), чтобы провести ночь в больших силовых потоках». А потом думаю: «Ох, ну и эгоистка же ты, девочка!» Иногда получается, иногда нет - когда нужно сделать что-то важное, силовые потоки не приходят. Но мне достаточно немного сконцентрироваться, перед сном, чтобы провести всю ночь... очень далеко, очень далеко отсюда - не скажу, что далеко от земли, потому что это между высшими силами и земной атмосферой. Во всяком случае, в принципе происходит примерно так: существует большой мировой поток, он спускается и проходит также и на землю; он все время, постоянно проникает в земную атмосферу - его-то я и вижу, и ночи получаются чудесными... Я не занимаюсь всеми людьми - по крайней мере, не таким образом: я занимаюсь ими в целом.
(Пауза)
Всю жизнь меня преследовало некое... глупое чувство долга. Шри Ауробиндо говорил, что это во мне живет «цензор», и «солидный» цензор! Он постоянно, каждую минуту говорил мне: «Нет, это не то, это должно быть так-то и так-то... Нет, это ты зря! Внимательнее, не будь эгоисткой, осторожно, будь такой, сякой... », - он был прав, но я уже давно отослала его подальше, вернее, это сделал Шри Ауробиндо. Но у меня сохранилась привычка... не делать приятное. Делать нужное, а приятно это или нет, не имеет никакого значения. Это тоже объяснил Шри Ауробиндо. Я сказала ему: да, вы всегда говорите «радость жизни», то есть жизнь ради радости жизни. Но как только я получила представление, оказалась в присутствии Всевышнего, все свелось к: «Ради Тебя - и только то, чего хочешь Ты. Ты - уникальная, единственная и исключительная причина бытия». И это захватило меня (ведь сейчас у меня всего в избытке - и восторг, и Ананда), но, даже испытывая такие состояния, я все время обращаюсь к Господу со словами: «Действительно ли это ради Тебя? Этого ли Ты ждешь от меня, чего Ты хочешь от меня?» Это уберегло меня от поисков удовольствий в жизни. Это стало наилучшей защитой, потому что удовольствие казалось просто бесполезным - да, бесполезным: оно служит только для личного удовлетворения. Позже я поняла, какая это была глупость, потому что даже удовлетворения удовольствие не приносит (в детстве этого не понимаешь). Мне просто это не нравилось: «Разве тут какой-то толк, разве это для чего-то нужно?» И ночью во мне живет то же отношение. Расширяется сознание, растворяется личность, охватывает сказочная радость от того, что ты... вне этого. Но все равно остается мысль: «Я нахожусь в этом поле, на этой земле для того, чтобы что-то сделать - не нужно об этом забывать. Именно этим я должна заниматься». Но может, я и ошибаюсь! Я жду, когда Господь разъяснит! Говоря эти слова, я вижу Его, и Он улыбается - такой улыбкой... Очень милая улыбка - скорее ободряющая, чем целительная!
2 октября 1960
Письмо Сатпрема Матери
Пондишери, 2 октября 1960 Вечер, воскресенье
Милая Мать, Я все размышляю над переводом Послания, и он не кажется мне удовлетворительным. Потом у меня возник другой вариант, может быть, так лучше? Вот он:
Чудесный мир счастья стоит у нашего порога, ожидая нашего призыва, чтобы войти.
Таким образом, начинает звучать слово «призыв». Достаточно было отказаться от придаточного предложения (сначала ты перевела «ожидая, когда мы позовем его... »). Я не знаю. Мне кажется, так ярче... Твой сын, с любовью.
Подпись: Сатпрем
Открытка - ответ Матери
Понедельник, утро
Да, дорогой мой мальчик, так гораздо лучше - просто поэзия. ( Не хватает несколько иронического восклицательного знака. К этой открытке прилагался цветок «Изысканность красоты».) Со всей нежностью.
Подпись: Мать
8 октября 1960 Читая «Синтез йоги», я иногда очень хорошо чувствую, что там-то и там-то должно стоять именно это слово, что вызывает затруднения при переводе. Понимаешь, место, где оно стоит в английском варианте, не совпадает с местом этого слова во французской фразе. К примеру, в английском для понимания смысла очень важно положение наречия. Во французском тоже, но наречия, как правило, ставятся в другом месте. То же самое с порядком слов, когда мы встречаем перечисление или ряд определений: в английском самые важные слова стоят, главным образом, в начале и в конце. Во французском - как правило, наоборот, - но не всегда! Иной дух языка. Что-то ускользает. Поэтому откровения (то, что Шри Ауробиндо называет этим словом) приходят мне то на одном языке, то на другом. Это зависит не от состояния сознания, а от того, что нужно выразить. Наверное, имей мы более совершенный язык, откровения были бы яснее. Наш язык беден. Санскрит лучше. Это гораздо более богатый и тонкий язык. Так что, наверное, с ним было бы гораздо лучше. Современные языки слишком искусственны (я хочу сказать - поверхностны и интеллектуальны): смысл дробится на кусочки, и свет, стоящий за явлением, пропадает. Я также читала «On the Veda» («Тайна Веды»), где Шри Ауробиндо говорит о различии между духом древности и духом современности, и с лингвистической точки зрения это понятно. Конечно же, санскрит - гораздо более гибкий и подходящий инструмент для передачи света, - света понимания, в котором заключена масса смыслов. В современных языках свет как будто проходит сквозь сито и дробится на части, поэтому приходится восстанавливать понятие. Что-то ускользает. Но я сомневаюсь, чтобы санскрит во всем его богатстве был доступен современному уму. Я думаю, что и этот язык люди по привычке разлагают на части! Нужно создать новый язык. Не какой-то там эсперанто! - звуки должны приходить сверху! Нужно овладеть ЗВУКОМ. Должен быть звук, лежащий в основе всех языков... Надо его найти и выразить. Заставить вибрировать: ведь наверху он звучит не так, как здесь. Это интересная работа. Чтобы слова обрели силу - силу выражения. Чтобы они сами несли смысл!
11 октября 1960
Я заканчиваю работу над «Йогой совершенства»... Когда видишь, что из себя представляет человеческая жизнь (даже в лучших образцах), сколько там глупости, тупости, низости, коварства (уж не говорю о невежестве, потому что это очевидно), даже у тех, кто считает, что обладает широтой души и ума и доброй волей!... Как только сознание направляется на достижение результата, немедленно все, что противоречит результату (не только в личном, но и в коллективном существовании), выходит наружу в самом неприглядном виде. Сегодня утром это произошло, когда я ходила по комнате. Я закончила джапу... Мне пришлось остановиться и обхватить голову руками, чтобы не разрыдаться. Я подумала: «Нет, это ужасно! А мы еще хотим Совершенства!» Тут, конечно, пришла утешительная мысль: вещи кажутся ужасными только по контрасту. Раз сознание способно это увидеть, значит, оно соприкоснулось с ИСТИННЫМ. Действительно, то, что я видела сегодня утром, показалось мне... особенно глупым и уродливым (никогда в жизни, слава Богу, у меня не было моральных устоев! Но уродливые и тупые вещи всегда внушали мне... даже в детстве я старалась держаться от них подальше!). Теперь что-то кажется мне смешным, чего-то я стыжусь, но раньше те же самые вещи я считала крайне благородными и относилась к ним, как к чему-то безумно возвышенному. Я поняла, насколько это относительно. Так всегда в мире: то, что сейчас нам кажется совершенно недопустимым, НЕТЕРПИМЫМ, когда-то было хорошо. Позавчера я всю ночь наблюдала... Я прочла отрывок из «Синтеза» Шри Ауробиндо, в котором говорится о «супраментальном времени» (когда прошлое, настоящее и будущее сосуществуют в глобальном сознании). Когда живешь в этом времени, - все хорошо! Все ясно! А когда нет... Главное - как сохранять силу устремления и прогресса? Как сохранять волю к прогрессу, по-видимому неизбежному (по крайней мере для земного существования) и оправдывающему это существование (прогресс как поступательное движение вперед, к более совершенной ступени развития) - как совместить прогресс с этим временем? С глобальным видением, охватывающим весть мир?.. Для него все кажется игрой, так сказать, развлечением (впрочем, не все). Как, имея его, наблюдать за последовательностью развития?... Неужели удовольствие от наблюдения за ходом событий равноценно силе воли к прогрессу?... Как пусты слова! Всю ночь я пыталась разобраться и понять. Поднявшись утром, я поблагодарила Господа, сказав: «Разумеется, если бы ты целиком ввел меня в это сознание, я не смогла бы - больше не смогла бы заниматься своей работой!» Как после этого заниматься работой! Ведь я могу сказать что-то людям только тогда, когда я это вижу, чувствую, когда вижу, что это следует сказать; но если я пребываю в сознании, где мне известно все - откуда что пришло, что произойдет, - что я скажу и что другой почувствует?! Как сделать что-нибудь? Должно пройти много сотен лет, прежде чем все будет так, как описывает Шри Ауробиндо, - не раньше!
А молчание ума, данное тебе Шри Ауробиндо в 1914...
Оно не покидает меня. Я всегда его храню. Как белую чистую поверхность, обращенную наверх. И в любой момент... Знаешь, бывает, я разговариваю будто автомат, а ум остается неподвижным; в любой момент он может обратиться наверх. Он ОБРАЩЕН туда, но нужно заметить это. И тогда, если прислушаешься, слышишь, что доносится сверху. Мое активное сознание, находящееся здесь [Мать указывает на лоб], установилось сверху и больше не сдвигалось. Я сказала это, или, вернее, довела до сведения X., чтобы узнать его реакцию. И заметила, что он ничего не понял! Однажды Амрита спросил его, как он получает ВИДЕНИЕ и ПОНИМАНИЕ вещей? X. стал объяснять и сказал Амрите, что сознание нужно постепенно поднимать наверх: выше сердца, выше основания горла... вот до сих пор [Мать указывает на макушку], а там ты становишься божественным, все знаешь! Я сразу поняла, почему ему показалось совершенно невозможным, чтобы это находилось над головой! Для него crown of the head (Вершина головы) (то, что они называют лотосом с тысячью лепестков) на макушке; а в моем опыте оно раскрывается здесь, поднимается, проходит наверх и устанавливается вот здесь... У меня от этого даже на несколько лет сместился ракурс зрения [физического]: я стала смотреть на все как бы сверху. Время от времени так бывает и сейчас: как будто начинаешь видеть мир не с уровня своего роста, а сверху. Но место, где возникают мысли, находится наверху; уже не здесь [показывает на лоб]. И это противоречит их учению. Тантристы, кажется, признают семь чакр.
(Чакра - центр сознания: 1) На макушке (сахасрара). 2) Между бровями (аджна). 3) У основания горла (вишудха). 4) На уровне сердца (анахата). 5) В/солнечном сплетении (манипура). 6}'На уровне пупка (свадхиштпхана). 7) В основании позвоночника (муладхара).)
Теон говорил, что знает больше, две над головой и три ниже тела. По моему опыту их тоже больше: мне известны двенадцать. И настоящий контакт с божественным Сознанием происходит здесь [Мать поднимает руку над головой], а не здесь [на макушке]. Нужно выйти наверх.
Джапа оказывает воздействие на физическое сознание, и оно работает, не переставая! Как заставить его замолчать? Если не войти в абсолютную концентрацию, включается физический разум - он цепляется за любое слово, любое событие и начинает работать. Ты останавливаешься, успокаиваешь его, а через две минуты он опять включается... Это происходит не по внутреннему побуждению: он просто бесконечно перемалывает слова, мысли или эмоции. Что делать?
Да, это физический разум. Джапа нужна как раз для того, чтобы контролировать его. Я пользовалась джапой с особой целью... Я обращалась к... (звучит несколько странно) завтрашнему Господу. К неявленному Господу: к тому, кто явится «завтра», - говоря словами Шри Ауробиндо, к божественному явлению в супраментальной форме. Поэтому первый звук моей мантры - это призыв: призывание. При втором звуке клетки тела совершают surrender [самоотречение], забывают о себе, предают себя воле. А третий звук - это отождествление тела с Тем, что дает божественную жизнь. Таковы три моих звука. Сначала при первых словах джапы я чувствовала... осознавала почти каждую из мириад клеток, раскрывающихся вместе с вибрацией: вибрацией первого звука - это совершенно особая вибрация (наверху свет и все такое, но это потом, все начинается с этой вибрации), она проникала в клетки, достигая каждой из них. Так продолжалось многие месяцы. Даже сейчас, когда что-то где-то не получается, мне достаточно воспроизвести то состояние, с той же самой концентрацией, что сначала... То есть, когда я произношу джапу, слова и звуки образуют некое единство. Смысл слов и чувство, с которым их произносишь, объединяются. Нужно воспроизвести все это. А способ повторения джапы все время изменяется. Хотя слова те же, исконный звук тот же, но все вместе дает все более полную реализацию, более завершенное СОСТОЯНИЕ. Поэтому, желая добиться определенного результата, я воспроизвожу соответствующее состояние. Если, к примеру, в теле что-то не так (не то, чтобы болезнь, просто что-то не так), или мне нужно совершить определенную работу для какого-то человека, для какой-то особой цели, я возвращаюсь к некоему состоянию повторения джапы, воздействующему непосредственно на клетки тела; и эффект воспроизводится: идет та же необыкновенная вибрация, которую я узнала, когда спустился супраментальный мир. Она проникает в клетки и пульсирует в них. Но теперь, как я тебе говорила, у меня другая джапа. Я как бы беру на себя весь мир и хочу его поднять: я не концентрируюсь на теле, а принимаю на себя мир - иногда по частям, иногда весь целиком, но делаю это все время, чтобы установить Контакт [с супраментальным миром]. А то, о чем говоришь ты, звуковая или словесная мельница, где бесконечно повторяется одно и то же, такое бывало со мной несколько раз (не часто и с большими перерывами). Меня это всегда поражало! Как ее остановить?.. Все тем же способом. Причина снаружи (не внутри, а снаружи; главным образом здесь [Мать указывает на виски]), а способ заключается в том, чтобы вытащить сознание наверх. Там оно становится чистым, белым, как бумажный лист, как доска. Абсолютно плоская, белая и неподвижная поверхность! Этой белой, как молоко, поверхностью нужно повернуться наверх. Она не прозрачная: белая. Начиная работать (обычно здесь [Мать показывает на правую часть головы]), мельница подхватывает какой-то звук, слово и вертится. Это бывало со мной, наверное, раз десять, но исходило извне, от кого-то, чего-то или от чьей-то работы. Тогда нужно взять сознание - как будто клещами, и... [Мать делает жест, будто она тащит что-то наверх] и поднять его в белую неподвижность - необязательно надолго. Ты не ощущаешь того, что наверху? Белой плоскости на макушке? Интуицию дает она. Это просто воспринимающая поверхность, она даже не особенно активна: все проходит сквозь нее, а она и не замечает. Стоит немного сконцентрироваться, все останавливается. Помню, несколько дней назад я захотела узнать, что случится. И подумала: в сознании супраментального времени я могу узнать - я ДОЛЖНА узнать, что произойдет. Что произойдет? - Ответа нет. Я, как обычно, сконцентрировалась, заставила все замолчать и заглянула наверх - полное молчание. Ничего. Никакого ответа. Я забеспокоилась: «Ну почему я не могу этого узнать?!» И ответ, который я получила, можно было бы выразить такими словами: «Не твое дело!» Я все лучше понимаю, что все, данное нам, весь конгломерат клеток, нервов, органов восприятия, создано только для работы и больше ни для чего; глупости, нелепости, совершаемые нами, служат для работы; тебя создали таким, как ты есть, потому что в таком виде ты должен совершать работу, - и не тебе пытаться оказаться в другом месте. Вот мой вывод. «Очень хорошо, как Ты хочешь, да будет воля Твоя!» - Даже не «да будет»: она уже ЕСТЬ; как Ты хочешь, только как Ты хочешь! Очень интересно!
(По поводу старой Беседы на Площадке для Игр от 4 июля 1956 г., в которой Мать рассказывала о своей первой реализации в Париже)
Когда пролетала падающая звезда, в моем сознании мелькнуло: «Реализовать единение с Божественным для моего тела!» И ровно по истечении года это совершилось. Помню, это случилось на пороге нашей мастерской ( вероятно, на улице Валь де Грае) в Париже. У меня перед глазами та картина... Воспоминания приходят только в виде картин. Я заканчиваю «Синтез йоги», и именно так со мной и было всю жизнь, в точности так, как говорит Шри Ауробиндо. Он объясняет, каким образом мы, пока еще не супраментальные существа, впадаем и заблуждения. Шри Ауробиндо показывает, откуда у нас появляются образы; это далеко не всегда истинное отражение того, что было или что будет: в них также отражаются умозрительные человеческие настроения, вещи, которые, как мы думаем, связаны с этими образами. Это крайне интересно. На этих нескольких страницах была описана работа, которой я занималась всю жизнь, стараясь ОЧИСТИТЬ наше видение. Это так интересно! Я приобретаю уверенность в каких-то вещах, только когда получаю определенного рода видение; хотя кто угодно может возразить: «Это было совсем не так», - а я отвечаю: «Я вижу так». И моя картина получается точной, потому что я долго занималась изучением качества и фактуры этих видений. Очень интересно.
* * *
Я все больше убеждаюсь, что по сути, если время пришло, высшее Сознание может воспользоваться всем, чем угодно. В «Беседах» ты хотел убрать обращение «Милая Мать», потому что его могли не понять. А потом мы получили письмо от одного человека, который нашел обращение «Милая Мать» удачным: он вдруг увидел, почувствовал материнские любовь и сострадание, охраняющие Землю. Настало время, и все проявилось само собой. Очень интересно. Мы говорим себе: «Ох, ничего не получается». И мне хочется сказать: «Не публикуйте этого, не говорите о том-то и о том-то». А потом я поняла, что это глупо! Средством выражения может быть все, что угодно. Даже то, что кажется совершенно бесполезным - хуже того: вредным, - даже это неожиданно может сослужить очень хорошую службу, кого-то встряхнуть в нужный момент. Очень интересно.
|
Уважаемые читатели блога! Для вашего общения , ваших вопросов и предложений открыт форум .
Для добавления комментариев без предмодерирования необходимо зарегестрироваться .
Большая просьба , если вы хотите что то спросить, поделиться , пообщаться по пересекающемся темам итд для вашего и нашего удобства - заходите и регистрируйтесь именно на форуме. Система комментариев под статьями не предназначена для длинных диалогов и обсуждений - страницы становятся тяжелыми для загрузки и рано или поздно все это придется удалять. Наташа , Павел , Вадим или Егор - будут стараться ответить каждому - но на форуме!
Система комментирования включена лишь для ваших рецензий, мнений. впечатлений и пожеланий. Просьба высказываться в корректной форме так как затрагиваемая тема блога слишком острая, и наболевшая для каждого из нас!